30. Общество как система. Основные подходы в современном философском познании общества
Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности. Это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – это люди и формы их совместной деятельности. Когда мы говорим о человеческом обществе в целом, то имеем в виду такое объединение, которое включает в себя не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе.
Общество на любой ступени его развития – это многостороннее образование, которое обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Однако не стоит забывать, что без людей неразрывно связанных между собой нет общественных отношений. В то же время жизнь общества не исчерпывается только жизнью составляющих его людей. Так общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми.
При изучении общества как целостной системы выделяют два основных аспекта: структуру общества и его изменение. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части, и элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.
Однако вся внешняя сложность и многообразие общественной жизни, в сущности, может быть сведена в ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Каковы же ее составные элементы? Первый элемент, необходимый фактор всякой деятельности – человек. Он ее активная сторона – субъект. Однако чаще в этом качестве выступают объекты другого рода, четко разделяющиеся на две подгруппы: вещи, с помощью которых человек изменяет и приспосабливает окружающую среду к своим потребностям; средства, необходимые для человеческой деятельности, хотя и не имеющие вещественного характера (язык жестов, звуковая и письменная речь и т.д.). Но, кроме названных, имеется еще один элемент, необходимый для всякого социального действия – это связи – отношения между указанными основными компонентами социального действия. Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности – люди, физические вещи, символы и связи между ними. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа или сферы, области общественной деятельности: материальная (призвана создавать вещи необходимые для удовлетворения потребностей людей), духовная (создает научные и художественные ценности), управленческая (поддерживает связи между людьми и регулирует их деятельность) и социальная (деятельность по обслуживанию людей). Все они не только обеспечивают необходимые условия любой человеческой деятельности, но и одновременно создают предпосылки жизнеспособности общества в целом. Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности.
При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используется такой термин, как процесс – это единая серия изменений в социальных системах. Простейшим процессом является функционирование общества, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью в рамках сложившихся структур и отношений. Под изменением понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер. развитие – есть частный случай изменений, оно возникает тогда, когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных структур и отношений между ними. Таким образом, прогресс – это одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в росте приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие регресс – процесс сужения возможностей системы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.
В заключение еще раз подчеркнем, что общество – это целостная система жизнедеятельности людей. Под обществом имеют в виду союз людей, объединившихся с целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности. А, вдумавшись в суть жизни общества и в историю человечества как единого целого, мы должны признать, что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется, те, которые оказались достойными быть воспринятыми в потоке истории человечества.
- 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
- 3. Основные философские направления, их основания и различия
- 4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
- 5. Материалистическая теория Демокрита
- 6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
- 7. Философия Аристотеля
- 8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
- 9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
- 10. Английская философия XVII XVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
- 11. Философия французского Просвещения
- 12. Гносеология и этика Канта
- 13. Система и метод философии Гегеля
- 14. Философия марксизма и ее место в истории философской мысли
- 15. Западная философия науки: от позитивизма к постпозитивизму
- 16. Экзистенциализм и его место в истории философии и культуры
- 17. Духовное своеобразие русской религиозной философии (Соловьев, Бердяев, Булгаков)
- 18. Проблема бытия в развитии философской мысли (бытие, субстанция, материя)
- 19. Основные законы диалектики
- 20. Категория движения, пространства, времени в философии и науке
- 21. Проблема развития в философии. Диалектика и метафизика
- 22. Сознание, его происхождение и сущность
- 23. Сознание и бессознательное. Сознание и язык
- 24. Познание как философская проблема. Критика эмпиризма, рационализма и агностицизма
- 25. Проблема истины в теории познания
- 26. Соотношение эмпирического и теоретического в познании. Факт и теория
- 27. Человек как философская проблема
- 28. Личность. Свобода личности
- 29. Общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция)
- 30. Общество как система. Основные подходы в современном философском познании общества
- 31. Формационный анализ общества (Маркс)
- 32. Цивилизационный подход к анализу общества. Цивилизация и культура (Данилевский, Тойнби, Шпенглер)
- 33. Сущность культуры. Многообразие культур
- 34. Философские основы теоретических учений о государстве (Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс)
- 35. Направленность общественного развития и проблема прогресса. Смысл истории
- 36. Понятие субъекта исторического прогресса (личность, народ, классы, элиты, этнос)
- 37. Общественное сознание и его структура
- 38. Философский смысл глобальных проблем современности