logo
философия, ОТВЕТЫ

Вопрос 21. Классическая немецкая философия (и.Кант, г.Гегель, л.Фейербах).

Философия жизни  Одна из важнейших проблем в немецкой классической философии – это проблема субъекта. Под субъектом в философии понимается источник активности или действия; субъект- это то, что действует. Однако такое понимание субъекта было не всегда, и оно берет свое начало с немецкой классической философии. Проблема субъекта, или субъективности, отчетливо поставленная Декартом, остается краеугольной и для современной философии.Эпоха Нового времени поставила в центр мира способности человека. Великая французская революция закрепила разум, равенство и свободу людей в качестве источника социального прогресса.  Родоначальником НКФ считается Иммануил Кант (1724/1804).  Если до Канта считалось, что источником (субъектом) познания служат вещи, а человек есть объект, пассивно воспринимающий воздействия вещей. По Канту, все наоборот, «не природа предписывает законы человеку, а наоборот, человек есть законодатель природы». В «Критике способности суждения» Кант ищет основания чистой чувственности, или эстетики. По Канту, это - бескорыстное, чистое, теоретическое чувство удовольствия.  Для Иоганна Готлиба Фихте (1762/1814) субъектом является абсолютно свободный индивид, точнее его самосознание -«Я». Такой свободный и волеполагающий индивид есть творец окружающего его  мира- не-Я.  

 Для Фридриха Шеллинга (1775/1854) субъектом становится природа. Шеллинг показал, что дух, сознание возникает из природы

Поздний Шеллинг помещает природу в лоно бога, как женское, творящее начало. Это есть влияние немецких мистиков на Шеллинга через учение софиологии - Софии, мировой душе.По Шеллингу, творение миром богом продолжается непрерывно.

У Георга Гегеля (1770/1831)  субъектом становится мировой дух, который развивается от простейших состояний неопределенного, чистого состояния (формы логики), потом в природу, как сферу необходимости, вечного повторения одного и того же, далее переходит в историю общества, как сферу свободы и завершает своё развитие в абсолютных формах искусства, философии и религии. Заслуга Гегеля в том, что он показал всеобщий характер развития и  его источник, а именно: противоречие.

Людвиг Фейербах (1804/1872) критикует Гегеля за то, что тот оторвал мышление от человека. По Фейербаху, мыслит только человек.  Человек  является единственным предметом философии. Главная работа Фейербаха «Сущность христианства», где он показывает, что Бог-это отчуждение от человека лучших его качеств. Бог - это совокупность совершенств человека, перенесенное на небо  в виде представлений о совершенстве  человека в образе бога. Фейербах предлагает перенести Бога на землю, где Богом должен стать другой человек. По Фейербаху, «человек человеку Бог». По Фейербаху,  основой нового общества должна стать новая религия, основанная на любви людей.