26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
Законы диалектики являются и законами и бытия и познания.
Законы диалектики – это объективные связи, существующие вне и независимо от субъекта, тогда как наши представления о них существуют в сознании субъекта, функционируя в соответствующих формах мышления.
Закон единства и борьбы противоположностей логически следует из принципа универсальной взаимосвязи. Он объясняет источник и движущую силу развития. Для его рассмотрения необходимо охарактеризовать категории, связи между которыми и составляют его главное содержание. К таким категориям относятся: «тождество», «различия», «противоположность», «противоречие», «борьба».
Различия – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Тождество – это прежде всего равенство явления самому себе, предполагающие различие: каждое явление и тождественно самому себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто целое только в своём единстве.
Противоположность выражает одну из взаимодействующих сторон любого объекта, явления, процесса. При этом противоположности должны не просто внешним образом противостоять друг другу, как, скажем, силы действующие в различных направлениях на какое-то тело. Что бы стать источником развития противоположности должны быть сторонами единого, т.е. не только взаимоисключать, но и взаимопредпологать друг друга.
Важнейшие особенности противоположностей:
-
не всегда противоположности взаимодействуют (например правое и левое, верх и низ)
-
не всегда взаимодействие противоположностей предполагает противоречие
Методологическая роль закона единства и борьбы противоположностей состоит и в том, что он нацеливает на поиск, выделение, фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный синтез его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.
27. Закон взаимного перехода количественных изменений и качественных изменений и его методологическое значение.
Если закона единства и борьбы противоположностей вскрывает источник движения и развития, то закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает общий механизм развития: изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённой границы.
Содержание закона взаимоперехода раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество», «количество», «мера», «скачок».
«Качество» – совокупность существенных свойств, выражающих определённость вещи. Эта категория является выражением специфики вещи, свойство же представляет собой обнаружение какой-то стороны качества; свойства вещи проявляются лишь в её взаимодействии с другими вещами.
«Количество» – отражает объективную определённость явлений со стороны из размера, величины, интенсивности, темпов изменения и т.п. Нельзя согласится с мнением, что количество есть только внешняя определённость вещи, а качество внутренняя.
«Мера» – выражает взаимосвязь и взаимообусловленность качества и количества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которых вещь сохраняет свою качественную определённость. Выход за пределы нормы приводит к изменению качества вещи, превращению количественных изменений в качественные.
«Скачок» – категория, отражающая сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за пределы меры. Существо «скачка» состоит в том, что силы и тенденции направленные на нарушение устойчивости, целостности объекта, его качественной определённости, получают преобладание над силами, способствующими сохранения этой устойчивости.
Методологический аспект данного закона раскрывает его роль в процессе познания качественных и количественных характеристик объектов. поскольку на первой стадии невозможно проникнуть в сущность объекта, логическое отображение этого качественного многообразия первоначально будет очень абстрактным, бедным. В связи с этим выявление качественной определённости вещи, предшествует познанию её количественных характеристик. Качество предшествует количеству.
Т.о. количественные и качественные характеристики познаваемого объекта, их взаимосвязь (мера), форма перехода (скачок) не даны заранее, сразу и целиком в готовом виде. Их постоянно обнаруживают, открывают, руководствуясь при этом как методологическим инструментом – категориями «качество», «количество», «мера», «скачок», выявляя конкретное качество и количество, присущие данному объекту, его меру и форму скачка.
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.