logo
0315130_48ECD_otvety_dlya_sdachi_kandidatskogo_minimuma_po_filosofii_i_met / билеты по философии исп

26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.

Законы диалектики являются и законами и бытия и познания.

Законы диалектики – это объективные связи, существующие вне и независимо от субъекта, тогда как наши представления о них существуют в сознании субъекта, функционируя в соответствующих формах мышления.

Закон единства и борьбы противоположностей логически следует из принципа универсальной взаимосвязи. Он объясняет источник и движущую силу развития. Для его рассмотрения необходимо охарактеризовать категории, связи между которыми и составляют его главное содержание. К таким категориям относятся: «тождество», «различия», «противоположность», «противоречие», «борьба».

Различия – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Тождество – это прежде всего равенство явления самому себе, предполагающие различие: каждое явление и тождественно самому себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто целое только в своём единстве.

Противоположность выражает одну из взаимодействующих сторон любого объекта, явления, процесса. При этом противоположности должны не просто внешним образом противостоять друг другу, как, скажем, силы действующие в различных направлениях на какое-то тело. Что бы стать источником развития противоположности должны быть сторонами единого, т.е. не только взаимоисключать, но и взаимопредпологать друг друга.

Важнейшие особенности противоположностей:

  1. не всегда противоположности взаимодействуют (например правое и левое, верх и низ)

  2. не всегда взаимодействие противоположностей предполагает противоречие

Методологическая роль закона единства и борьбы противоположностей состоит и в том, что он нацеливает на поиск, выделение, фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный синтез его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.

27. Закон взаимного перехода количественных изменений и качественных изменений и его методологическое значение.

Если закона единства и борьбы противоположностей вскрывает источник движения и развития, то закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает общий механизм развития: изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённой границы.

Содержание закона взаимоперехода раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество», «количество», «мера», «скачок».

«Качество» – совокупность существенных свойств, выражающих определённость вещи. Эта категория является выражением специфики вещи, свойство же представляет собой обнаружение какой-то стороны качества; свойства вещи проявляются лишь в её взаимодействии с другими вещами.

«Количество» – отражает объективную определённость явлений со стороны из размера, величины, интенсивности, темпов изменения и т.п. Нельзя согласится с мнением, что количество есть только внешняя определённость вещи, а качество внутренняя.

«Мера» – выражает взаимосвязь и взаимообусловленность качества и количества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которых вещь сохраняет свою качественную определённость. Выход за пределы нормы приводит к изменению качества вещи, превращению количественных изменений в качественные.

«Скачок» – категория, отражающая сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за пределы меры. Существо «скачка» состоит в том, что силы и тенденции направленные на нарушение устойчивости, целостности объекта, его качественной определённости, получают преобладание над силами, способствующими сохранения этой устойчивости.

Методологический аспект данного закона раскрывает его роль в процессе познания качественных и количественных характеристик объектов. поскольку на первой стадии невозможно проникнуть в сущность объекта, логическое отображение этого качественного многообразия первоначально будет очень абстрактным, бедным. В связи с этим выявление качественной определённости вещи, предшествует познанию её количественных характеристик. Качество предшествует количеству.

Т.о. количественные и качественные характеристики познаваемого объекта, их взаимосвязь (мера), форма перехода (скачок) не даны заранее, сразу и целиком в готовом виде. Их постоянно обнаруживают, открывают, руководствуясь при этом как методологическим инструментом – категориями «качество», «количество», «мера», «скачок», выявляя конкретное качество и количество, присущие данному объекту, его меру и форму скачка.