logo
Методический комплекс новый

26.1. Социальные функции науки

Влияние науки сказывается прак­тически во всем. Ведь ее огромная роль связана с самой сутью нашей куль­туры. Без науки мы имели бы совсем другой тип культуры. Наш тип культуры порождает научный поиск, а наука и ее достижения в свою оче­редь влияют на культуру, постоянно обновляя ее, Придавая ей постоянный модернизационный импульс.

Однако общественность, как правило, не вдается в эти тонкости. Об­щество требует от науки отчета в виде некоей совокупности четко опреде­ленных полезных эффектов, которые должны оправдать существование науки (и, конечно, оправдать ее финансирование). Поэтому при обсужде­нии роли науки в обществе требуют конкретного ответа, зачем нужна наука.

Функции науки принято делить на: когнитивные и социальные. Когни­тивные (познавательные) функции науки являются ее внутренними, или основными, функциями. Они связаны с ее специфицированными целями. Социальные же функции суть внешние для науки, они возникают как побочный результат исследовательского поиска. Общество же, на­оборот, выносит оценку науке именно по ее социальным проявлениям.

Тема социально-культурных функций науки достаточно обширна. Она неоднократно обсуждалась в отечественной литературе.

Существует классификационная схема для анализа функций науки, согласно которой когнитив­ные функции делятся на функции фундаментальной науки (получение нового фундаментального знания) и прикладной науки (разработка новых практических приложений). Социальные же функции делятся на первич­ные (или явные) и вторичные (или скрытые).

Первичные функции — это как раз те, что бросаются в глаза заинте­ресованным социальным сферам. Это прежде всего:

  1. обеспечение общества научным мировоззрением (мировоззренческая, или идеологическая, функция);

  1. развитие экономики (индустриально-экономическая функция);

  1. поддержание внешнеполитического престижа, обеспечение обороноспособности государства и другие политические функции.

Существует также ряд важных функций, которые, тем не менее, не столь заметны (т.е. являются вторичными). Среди них назовем поддержку нау­кой образовательной системы и интелпектуализацию общества в целом. Продуктивно работающая наука поддерживает интеллектуальный тонус в системе образования, и в общественной жизни как таковой.