33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
Выход человека на уровень познания необходимых свойств и связей, а также возможных последующих изменений является более глубокой (высокой) ступенью, чем познание причинных связей. Здесь уже определяется сущность, тогда как далеко не все причинные связи относятся к сущности. Однако для раскрытия сущности одного причинного блока категорий недостаточно. Параллельно движению познания от причинности к необходимости и возможности происходит выявление внутренней структуры, организации сложного целого. В данном случае используются категории „содержание" и „форма", а также понятия „часть", „целое", „элемент", „структура" и др.
Познавая взаимодействия и обусловленные ими изменения, мы улавливаем и воспроизводим в сознании сначала внешние, а затем и внутренние способы связи элементов содержания, относительно устойчивый способ, в рамках которого осуществляются все свойственные материальному образованию взаимодействия, все протекающие в нем процессы. Этот способ организации процессов и взаимодействий, относительно устойчивая система взаимосвязей выражаются и фиксируются в категории „структура" (внутренней форме системного образования, которое обладает еще и внешней формой).
Соотносительной с понятием „форма" является категория „содержание". В содержание того или иного образования входят как элементы, так и процессы. Содержанием организма, например, будут не только его органы, но и все процессы, происходящие внутри этого организма.
Содержание как совокупность всех элементов, процессов и взаимодействий является ведущей стороной по отношению к его форме. По сравнению с формой она представляет более мобильную сторону, ибо форма как способ, тип, характер взаимосвязей элементов и процессов содержания более устойчива, консервативна. Форма представляет собой нечто существенное и значимое для содержания: она не была бы таковой, если бы изменялась при каждом локальном изменении содержания. В определенных пределах форма „безразлична" к содержанию, может „выдержать" частичные, локальные подвижки в содержании. И лишь когда изменения в содержании выходят за рамки локальных, тогда они в совокупности приводят к изменению формы, т. е. способа организации содержания. В этом проявляются как ведущая роль содержания, так и значимость и активность формы.
До сих пор речь шла о внутренней форме. Внешняя же форма гораздо мобильнее и менее существенна для содержания. Ее изменения обычно не затрагивают внутренней формы. Например, из одного и того же куска стали можно сделать предметы различной внешней формы (топор, меч, плуг и т. п.). Но внутренняя форма (кристаллическая структура, в которой организованы атомы железа) остается неизменной. Под воздействием глубоких изменений содержания происходит изменение этой формы, разрушение кристаллической решетки, что очень существенно и для самого содержания. Обладая относительной самостоятельностью по отношению к содержанию, форма может не только отставать в своем развитии от содержания, но и опережать его.
Когда вещь рассматривается с точки зрения содержания, она выступает как целое, как совокупность всех элементов, сторон, ее составляющих, взаимодействий между ними. Именно в этом суммарном виде содержание соотносится с формой. Но суммарная характеристика содержания по мере дальнейшего познания объекта становится недостаточной. Возникает необходимость в более тщательном изучении отдельных компонентов содержания. Взаимосвязь отдельных частей с целым, в которое они входят, отражается в категориях „целое" и „часть". В случае системного образования часть и целое выступают в качестве элемента и системы.
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.