logo
0315130_48ECD_otvety_dlya_sdachi_kandidatskogo_minimuma_po_filosofii_i_met / билеты по философии исп

33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.

Выход человека на уровень познания необходимых свойств и связей, а также возможных последующих изменений является более глубокой (высокой) ступенью, чем познание причинных связей. Здесь уже определяется сущность, тогда как далеко не все причинные связи относятся к сущности. Однако для раскрытия сущности одного причинного блока категорий недостаточно. Параллельно движению познания от причинности к необходимости и возможности происходит выявление внутренней структуры, организации сложного целого. В данном случае используются категории „содержание" и „форма", а также понятия „часть", „целое", „элемент", „структура" и др.

Познавая взаимодействия и обусловленные ими изменения, мы улавливаем и воспроизводим в сознании сначала внешние, а затем и внутренние способы связи элементов содержания, относительно устойчивый способ, в рамках которого осуществляются все свойственные материальному образованию взаимодействия, все протекающие в нем процессы. Этот способ организации процессов и взаимодействий, относительно устойчивая система взаимосвязей выражаются и фиксируются в категории „структура" (внутренней форме системного образования, которое обладает еще и внешней формой).

Соотносительной с понятием „форма" является категория „содержание". В содержание того или иного образования входят как элементы, так и процессы. Содержанием организма, например, будут не только его органы, но и все процессы, происходящие внутри этого организма.

Содержание как совокупность всех элементов, процессов и взаимодействий является ведущей стороной по отношению к его форме. По сравнению с формой она представляет более мобильную сторону, ибо форма как способ, тип, характер взаимосвязей элементов и процессов содержания более устойчива, консервативна. Форма представляет собой нечто существенное и значимое для содержания: она не была бы таковой, если бы изменялась при каждом локальном изменении содержания. В определенных пределах форма „безразлична" к содержанию, может „выдержать" частичные, локальные подвижки в содержании. И лишь когда изменения в содержании выходят за рамки локальных, тогда они в совокупности приводят к изменению формы, т. е. способа организации содержания. В этом проявляются как ведущая роль содержания, так и значимость и активность формы.

До сих пор речь шла о внутренней форме. Внешняя же форма гораздо мобильнее и менее существенна для содержания. Ее изменения обычно не затрагивают внутренней формы. Например, из одного и того же куска стали можно сделать предметы различной внешней формы (топор, меч, плуг и т. п.). Но внутренняя форма (кристаллическая структура, в которой организованы атомы железа) остается неизменной. Под воздействием глубоких изменений содержания происходит изменение этой формы, разрушение кристаллической решетки, что очень существенно и для самого содержания. Обладая относительной самостоятельностью по отношению к содержанию, форма может не только отставать в своем развитии от содержания, но и опережать его.

Когда вещь рассматривается с точки зрения содержания, она выступает как целое, как совокупность всех элементов, сторон, ее составляющих, взаимодействий между ними. Именно в этом суммарном виде содержание соотносится с формой. Но суммарная характеристика содержания по мере дальнейшего познания объекта становится недостаточной. Возникает необходимость в более тщательном изучении отдельных компонентов содержания. Взаимосвязь отдельных частей с целым, в которое они входят, отражается в категориях „целое" и „часть". В случае системного образования часть и целое выступают в качестве элемента и системы.