logo
Филос / Лекц комплекс

9.4 Социально- философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины хх веков

Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) в работе «Три истины» раскрывает предназначение человека в мире. По его мнению, первую истину составляет истина веры, признающая Создателя и бессмертие души. Но, поскольку эта истина бралась на веру и не получила сколько-нибудь достаточного научного обоснования, то основная масса людей осталась к ней глуха. Вторая истина – это истина науки, основанная на чувственном восприятии и рациональном мышлении. Но доводы науки оказались неоднозначными и подвергались опровержению по мере дальнейшего развития жизни и знания. Поэтому наука не может стать основанием для формирования добрых начал человеческой души. Наконец, третья истина – это истина души, субстанциональную основу которой составляет совесть. Именно совесть, как изначальная потребность души, и есть та истина, которая может очистить от нравственной убогости и наставить человека на путь праведной жизни. Поэтому Шакарим считал, что обоснование бессмертия души и способности ее перевоплощения являются необходимыми условиями достижения человеческого счастья.

А. Байтурсынов при разработке проблемы человека пытается учесть его национальные и интернациональные начала. В его работе «Эдебиет таныткыш» («Литературный путеводитель», 1926) рассматриваются вопросы закономерности развития языка, литературного процесса вообще и казахской литературы в особенности. В своей поэзии Байтурсынов раскрывает всю палитру красоты и величия Степи, особенности психологического склада казахов. Язык его выразителен и образен, а помыслы гуманистичны.

В поэзии Д. Дулатова большое внимание уделяется описанию общественных отношений и человеческих характеров. Это отчетливо проявилось в его социально-психологическом романе «Несчастная Жамал». В нем дан анализ внутреннего мира различных социально-психологических типов личностей, их душевных переживаний.

Выдающийся поэт-демократ. С. Торайгыров полагал, что в век научно-технического прогресса необходимо уделять должное внимание проблеме человека. Он настойчиво выступает за гуманизацию отношений в обществе, не приемлет абсолютизации возможностей рационального мышления. Критикуя слепое подчинение достижениям техники, он призывает людей к бережному отношению к природе.

Ж. Аймауытов в своих произведениях выступает за торжество нравственности и не приемлет самодовольной ограниченности человека. Он полагает, что преодоление самодовольства человека возможно через возвышение его разума, поиск им истины, которые сопряжены сомнениями и даже потерями.

М. Жумабаев в образной поэтической форме отобразил противоречия социальной действительности начала ХХ века. В его творчестве доминировали элементы символизма. Так, Солнце у него является символом подлинного счастья, добра и мира. Поэма Жумабаева «Батыр – Баян» - это произведение не только о любви, но и о смысле жизни, о развитии природы, общества, о долге и чести человека. В его представлении гуманизм есть право человека на равенство и счастье.