logo
Филос / Лекц комплекс

9.2 Русская религиозная и марксистская философия

В.С.Соловьев (1853-1900) – выдающийся русский философ, поэт и публицист, автор концепции «цельного знания» и основатель новой религиозной философии. Ведущими идеями этой философии были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Метафизика Соловьева изложена в его работах «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Россия и вселенская церковь», «Смысл любви», «Три разговора». Критически переосмыслив опыт европейской рационалистической философии _ от античности до немецкой классики, он пришел к заключению, что «Истина …самооткрывается в сознании» в разнообразии форм и содержания опыта и не имеет ничего общего с панлогизмом и рационализмом, господствующими в новоевропейской философии. Эта Истина, как Первоначало бытия, есть Бог. Без этого всеединого начала было бы непонятно единство и цельность воспринимаемого нами мира.

Критикуя позитивизм О.Кона, Д.Милля, Г.Спенсера за игнорирование философского и религиозного опыта, Соловьев видит выход из кризиса западного рационализма в создании «новой философии», - философии цельного знания, которая должна в себе синтезировать науку, философию и религию, соединить логическое совершенство западной формы и полноту содержания духовных восточных созерцаний.

Учение о «Софии», «душе мира» - мистическая сторона его философского учения. Под мистическим познанием Соловьев понимает возможность непосредственного общения между познающим субъектом и Богом. В своих трудах «Чтения о Богочеловеке» (1878-1881), «Философские основы цельного знания» (1877) и «Критика отвлеченных начал» (1880) он развивает идеи о человеке как о существе «причастном божеству», «естественном посреднике между Богом и «материальным миром». В «отпавшем от Бога мире» царит отчуждение, зло и эгоизм. Но наряду с этим существует потребность и стремление к всеединству.

В. И. Ленин (1970-1924 гг.) внес значительный вклад в развитие марксистской философии. Как философ известен в основном двумя работами: «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) и «Философские тетради» (1914-1915). Утопические идеи К.Маркса он довел до практического осуществления. Великий социальный эксперимент, начатый им в 1917 г., продержался до 1991 г.