34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
По мере того, как в процессе познания происходит выявление отдельных необходимых свойств, структуры, а также динамики развития объекта, возникает потребность в целостном воспроизведении всех необходимых сторон и связей исследуемого объекта в их естественной взаимозависимости. Это и есть познание сущности. Отражая внутреннее, необходимое в вещи, категория „сущность" возникает, формируется и развивается, соотносясь с категорией „явление", которая выражает внешнее проявление сущности через массу случайных свойств и связей.
Категории „сущность" и „явление" представляют, таким образом, диалектическую пару понятий, которая в концентрированном виде выражает взаимосвязь противоположностей и подвергнута теоретическому осмыслению через категории „внутреннее" и „внешнее", „причина" и „следствие", „необходимость" и „случайность", „форма" и „содержание", всех остальных категорий диалектики.
Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущности, новые моменты, черты, которые обусловлены внешними обстоятельствами, в которых существует вещь, взаимодействиями вещи с окружающими ее условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Сущность и закон однопорядковы.
Диалектику категорий „сущность" и „явление" можно выразить в краткой формуле: сущность является, явление существенно. Следует, однако, иметь в виду, что термин „явление" используется в двух смыслах — в узком (как противоположность сущности) и широком, когда сущность включена в явление.
Необходимо различать понятия „содержание" и „сущность". Содержание явления определяется не только сущностью — совокупностью внутренних и необходимых сторон и связей вещи, но и внешними условиями ее существования, взаимодействием ее с другими вещами. А поскольку последние постоянно меняются, то и содержание явлений должно быть текучим, изменчивым, тогда как сущность есть нечто устойчивое, сохраняющееся при всех этих изменениях. Сущность — устойчивое и необходимое в содержании; впрочем, устойчивость сущности неабсолютна. Поскольку явления преходящи, сущности вещей тоже могут меняться. Мысль человека постоянно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д.
Хотя явление и сущность взаимосвязаны, они не совпадают. Если бы явление и сущность совпадали, то всякая наука была бы излишней, ибо сущность высвечивалась бы полностью и адекватно в явлении. Познание как раз и разворачивается в плане движения от явления к сущности. С другой стороны, если бы они не были взаимосвязаны (если бы между ними была пропасть), то познание было бы невозможно.
Абсолютизация несовпадения сущности и явления, ведущая к разрыву между ними, характерна для агностицизма. Но факт несовпадения сущности и явления налицо. Это значит, что сущность в явлении представлена неполно, неадекватно. Степень этой неадекватности, несовпадения может быть разной. В тех случаях, когда эта неадекватность очень велика, т. е. явление очень искаженно представляет сущность, говорят о кажимости, видимости. В таких случаях процесс постижения сущности особенно труден, сложен и долог. Но все-таки, пусть и в очень искаженном виде, сущность представлена в явлении. Если бы, например, в видимом движении Солнца вокруг Земли не просвечивалось (пусть в очень искаженном виде) истинное положение дел, то открытие Коперника было бы невозможно.
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.