logo
Документ Microsoft Office Word

1.Введение.

Рассмотрение проблем и возможностей познания является одной из сквозных проблем философии. Однако в различные эпохи эта проблема приобретает свои специфические черты, рассматривается в различных ракурсах. В современную эпоху она связана, прежде всего, с характерными чертами развития научно-технической цивилизации, с порождаемыми ею формами осознания действительности.

Ведущую роль в становлении и развитии научно-технической цивилизации сыграла и продолжает играть наука. Бесспорные успехи научного познания, особенно в области математики и физики в 19-м и 20-м веках, не могли остаться незамеченными для философов. Более того, последствия оказались весьма впечатляющими. Произошло распространение в общественном сознании неоправданно завышенных оценок возможностей науки, культа научного познания. Для многих людей нашего времени вера в науку в значительной мере заменила веру в Бога. Наука для этих людей стала играть роль религии, способной дать окончательный ответ на коренные проблемы устройства мира и человеческого бытия.

Наука в качестве одной из ведущих отраслей человеческой деятельности на протяжении всей ее истории стоит перед проблемой своего обоснования. Это нашло свое выражение в существовании ряда сменяющих друг друга систем взглядов, образующих один из важнейших на сегодняшний день разделов философии – философию науки. В центре внимания последней находятся вопросы, касающиеся оснований науки, целей и стратегии научного исследования, обоснования критериев оценки и контроля познавательных действий и получаемых с их помощью результатов, понимания и оценки наиболее важных изменений в науке, демаркации науки и псевдонаук.

Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.

Изучение взглядов и позиций отдельных представителей такого направления, как позитивизм, достаточно важно, поскольку в 1860-е годы позитивизм стал уже заметным явлением французской, затем итальянской, германской, английской и российской науки, и причем направлением не всегда однородным. Этому во многом способствовало начатое с 1867 г. издание обозрения позитивистской литературы Литтре и Вырубова с аналогичным названием «La philosophie positive». Обозрение выходило шесть раз в году небольшими книжками, группируя вокруг себя последователей позитивизма, и стало своеобразным центром развития положительной философии, главным очагом ее пропаганды.

Примечательно, что авторы обозрения, базирующегося на позитивной философии Конта, уже тогда развернули полемику вокруг ее основных положений. Все это показывает, что положительная философия стала уже действовать в качестве культурного элемента, воздействующего на научную и общественную мысль XIX века.

Актуальность изучения воззрений представителей позитивизма обосновывается также той ролью, которой позитивизм сыграл в России и российской науке. В трудах К.Д. Кавелина, Н.И. Кареева, В.О.Ключевского, Милюкова, Р.Ю.Виппера, Н.А.Рожкова присутствует тенденция творческого переосмысления наследия классиков позитивизма, разработки путей применения созданной ими теоретико-методологической стратегии к обобщению материала всемирной и отечественной истории.