13. Немецкая классическая философия: г.В.Ф. Гегель.
Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно идеалистической основе он развил учение о закономерностях и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектики, логики и подверг критике метафизику - способ мышления, господствовавший как в идеалистических так и материалистических течениях философии. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит мировой разум. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознавающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления; развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Философские взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения.
14. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Его выдающаяся заслуга в том, что он подверг критике Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистической философии. Феербах - воинствующий материалист. Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению - есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Науки вскрывают неразрывную связь мышления с материальными процессами в человеческом организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологии, физиологической деятельности. Феербах утверждает : “Новая философия превращает человека, включая и природу, как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку.” Феербах сводит сверхестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологического метода. “У природы нет ни начала не конца, все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Феербаха. Он отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ.ения материи, на их взаимопереход. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он является существом, непроизвольно и бессознательно действующим, - под словом природы я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.
- 4.Основной вопрос философии, его мировоззренческое и методологическое значение.
- 13. Немецкая классическая философия: г.В.Ф. Гегель.
- 24. Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.
- 28.Законы диалектики.
- 40. Материалистическое и идеалистическое понимание общественной жизни.
- 42. Сущность и проявления социального детерминизма. Необходимость и свобода, сознательное и стихийное в деятельности общества, в политике, социальном управлении.
- 44. Сущность культуры, закономерности ее развития и функционирования.
- 50. Кризис современной цивилизации. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации.
- 1.Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.
- 2.Философия и мировоззрение.
- 3.Специфика философии. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии.
- 5.Древнегреческая философия. Натурфилософия.
- 7.Философия Средневековья: патристика, схоластика, номинализм, реализм.
- Философия эпохи Возрождения: персоналии, базисные категории, важнейшие идеи.
- 9.Философия Нового времени: эмпиризм (ф. Бэкон, т. Гоббс, Дж. Локк).
- 10.Философия Нового времени: рационализм (р. Декарт).
- 11.Философия Нового времени: субъективный идеализм (д. Беркли, д. Юм).
- 12.Немецкая классическая философия: и. Кант.
- 15.Возникновение, развитие и основные проблемы философии марксизма.
- 20.Славянофильство и западничество в русской философии.
- 21.Русская религиозная философия.
- 23.Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия.
- 26.Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.
- 31.Познание, знание. Субъект, объект, результат познания. Знание и вера.
- 33.Истина как процесс, ее аспекты и формы. Критерий истины.
- 34.Научное знание, его особенности и структура. Основные формы научного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, теория.
- 36.Философский анализ сущности человека. Биологическое и социальное в человеке.
- 37.Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и условия ее формирования. Структура личности.
- 45.!!!!Культура и природа. Культура и общество, деятельность, человек.
- 46.Материальная и духовная культура.
- 47.Основные положения теорий взаимодействия культуры и цивилизации.
- 49.Понятие информационной цивилизации. Постиндустриальное общество.
- 19.Особенности русской философии.
- 18.Современная западная философия: религиозная философия (неотомизм, тейярдизм).
- 35.Научный метод и методология. Классификация методов. Общенаучная методология.
- 24.Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.