2. Онтологиечские проблемы философии. Бытие, материя, движение, пространство и время как предельные философские категории.
Онтология – раздел философии, учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования.
Бытие – самая общая философская категория. Она охватывает весь мир в целом. Содержание понятия «бытие» в каждой фил. системе свое.
Выделяют основные формы бытия:
- бытие вещей (тел) (бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком)
- бытие человека (бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие)
- бытие духовного (идеального) (индивидуализированное духовное и объективированное духовное)
- бытие социального (индивидуальное бытие и бытие в обществе)
Три уровня бытия:
- потенциальное бытие, существование в возможности
- актуальное бытие, реализовавшаяся возможность
- нисходящее бытие, идущее к гибели.
Категории «бытие» противостоит понятие «небытие». Это уходящие в прошлое фрагменты настоящего бытия (ретроспективное бытие), виртуальная реальность (нечто существующее, недоступное восприятию, например вакуум). Небытие разграничивает актуальное и потенциальное бытие, в таком случае потенциальное бытие близко к небытию.
Три аспекта проблемы бытия:
Мир есть, постоянно наличествует. Это противоречивое единство непреходящего бытия природы и переходящего бытия вещей (отдельные вещи исчезают, а мир в целом существует).
Вопрос о всеобщем, общем для всего. Бытие мира есть предпосылка его единства.
Мир как совокупная реальность (для сознания и действия каждого человека)
Проблема бытия – это вопрос о предельных основаниях многообразного мира.
Материя – объективная реальность (досутпная человеку в опр. сфере его деятельности и на опр. этапе ист. развития). Материальными признаются не только телесные предметы, но и их свойства и отношения. (Бытие же охватывает и объективную, и субъективную реальность). При этом философское осмысление мира обычно начинается с разграничения материального и идеального. (марксизм как и дальше)
Движение – философская категория для обозначения любого изменения, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Весь мир находится в состоянии непрерывного движения. Мир – совокупность процессов. Основа соц. формы движения –целесообразная деятельность людей.
Пространство – протяженность и порядок сосуществования материальных объектов.
Время – длительность и последовательность событий и состояний материальных объектов (Аристотель, Кар, Ньютон, Эйнштейн).
При этом, по Эйнштейну, время можно считать только локальным, а не всеобщим.
М. Хайдеггре опираясь на Августина, выделяет:
- «настоящее прошлого» (результаты прошлых событий, процессов и т.п в «объективной» и духовной сфере),
- «настоящее настоящего» (критерии выделения его фрагментов: по сферам действительности; по степени осведомленности о процессах и событиях и отличию реальнх знаний о них от их внешней интерпретации; по характеру эмоционального отношения к «настоящему») и
- «настоящее будущего» (способность. Человека определять цели своей деятельности)
Существуют также:
Биологическое пространство – строение организмов.
Биологическое время, различное для различных организмов.
Социальное пространство – результат предшествующей деятельности людей.
Социальное время – движение от прошлого к будущему, настоящее не только отделяет прошлое и будущее, но и объединяет их.
- 1.Философия как мировоззрение и наука. Предмет философии как науки.
- 2. Онтологиечские проблемы философии. Бытие, материя, движение, пространство и время как предельные философские категории.
- 3.Гносеологические проблемы философии. Проблема истинного познания, практика как критерий истинности.
- 4.Аксиологические(ценностные) проблемы философии. Проблема ценности, ее субъективно-объективный характер.
- 5.Антропологические проблемы философии. Человек как предмет философии.
- 6.Философия Древнего Востока. Основные проблемы древнеиндийской и древнекитайской философии.
- 7. Основные вопросы античной философии. Диалектика древнегреческих мыслителей. Философия Платона и Аристотеля.
- 8. Философия Средних веков. Единство и различие веры и знания.
- 9. Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения.
- 4. Понимание значимости не только духовной жизни чел-ка, но и телесно-чувственной.
- 10) Философия Нового времени.Рационалистический метод познания Рене Декарта («Рассуждение о методе»).
- 11) Философия и.Канта. Трактовка прекрасного в работе и.Канта «Критика способности суждения».
- 12) Философская система и диалектика г. Гегеля.
- 13) Основные проблемы экзистенциализма.
- 14) Особенности русской философии. Философия всеединства в.Соловьева.
- 15. Актуальные философские проблемы дизайна.