logo
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители.

Философия средневековья преимущественно религиозная, по существу христианская.

Характеристика: Смысл и цель жизни средневековой философии – богопознание и богоизучение. Богопознание необходимо для спасения души человека. Линейное представление истории. Теоцентризм. Сущность Бога рационально непознаваема, а познаем мы его только через веру. Креационизм (сотворение) – все в мире делится на Бога-творца и «Все остальное» «тварное». Провиденциолизм – мир сотворен разумным творцом на разумных началах и разумным способом им управляется и смысл этого существования доступен только Богу. Традиционализм – истина корпоративна. Приоритетность идеи божественного откровения в текстах писания, что подкреплялось приоритетом вселенских соборов и согласием Святых Отцов.

Периоды:

  1. ПАТРИСТИКА (2 – 7 вв.) – совокупное учение отцов церкви. (Аврелий Августин или Августин Блаженный)

  2. СХОЛАСТИКА (4 – 15 вв.) – рациональное осмысление познания Бога. ( Фома Аквинский)

ПАТРИСТИКА

Главные труды Августина Блаженного – «О Граде божьем», «Об истинной религии», «О бессмертии души» Августин обосновал необходимость религиозной организации, как посредника между Богом и людьми.

Онтология Августина

Гносеология Августина

- Бытие – есть Бог, а все остальное его творение

- Вопрос – что такое время? – Ответ – время существует не вне нас, а внутри нас

- Человек – творение Божье

- Источник зла в человеке – свободная воля

Цель – богопознание

Главный вопрос – КАК познать Бога???

Ответ – вера – определяющее средство познания.

МИР = ГРАД БОЖИЙ + ГРАД ЗЕМНОЙ

П РОБЛЕМА: противоречие Платон Августин: «идеи Платона – это мысли Творца перед актом сотворения»

«Разумей, чтобы верить. Веруй, чтобы разуметь» - с.

Основные положения ПАТРИСТИКИ: Рациональное доказательство истины уходит на второй план. Все истинное исходит от откровения. Античная философия (по мнению сторонников патристики) - способ изучения Бога. Гностики – сторонники познать веру. Теодиции – оправдание Бога при существовании всего зла на земле. Грех – это не вина человека, но душа человека находится между добром и злом.

Вывод: Патристики синтезировали неоплатонизм и христианство, оккультивировали божью традицию.

СХОЛАСТИКА

Основной представитель – Фома Аквинский ( «Ангельский доктор») Главная идея его философии - идея гармонии разума и воли. Искал доказательства Бога: - Бог – это причина всех причин, движение всех движений, совершенство всех совершенств + теологический довод (я верю, в то что Бог есть – значит он существует)

Фома Аквинский: разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистен­цию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества; подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначе­ния, которые существуют в разуме Бога (Божественный за­мысел); подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, ко­торая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли); доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, дав­ший сущности существование, может данную сущность су­ществования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен; сущность и существование едины только в Боге, следова­тельно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме: все состоит из материи и формы (идеи); суть любой вещи — единство формы и материи; форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Основные положения СХОЛАСТИКИ:

  1. Обращение к рациональным методам познания Бога.

  2. «Не верую, чтобы понимать, а понимаю, чтобы верить

  3. По Фоме Аквинскому в человеке гармонируют воля и разум

  4. Мир воспринимался сквозь призму языка

  5. Все философские изыскания характерны для текстовых писаний

Характеристики: анонимность, исповедельность текста, вертикальность мышления – восхождение к крайним пределам бытия. воля, а не интеллект, любовь к Богу, а не теория, вера, а не знания, надежда, а не разум