7.3. Предпосылки формирования культуры Нового времени
Ключевые слова: прогресс, культура, историзм, рационализм, эмпиризм, Ф. Бекон, Р. Декарт, Б. Паскаль, деизм, классицизм, регулярная планировка, принцип трех единств, Н. Пуссен, барокко, секуляризация, сциентизм. И. Кеплер, И. Ньютон, механицизм, В. Гарвей, академии наук, Ф.Д. Ларошфуко, колониализм, промышленный переворот, абсолютизм, К. Монтеверди, опера, балет, утопия, Т. Кампанелла.
XVII век – исток современной культуры. Новые экономические отношения – капиталистические – устанавливались в мире болезненно, влекли за собой множество жертв и вызвали сами по себе мощную волну реакции на иной способ зависимости, характерный для Нового времени. Основная масса населения оказалась между молотом и наковальней: с одной стороны – еще существующие сеньоры, владельцы земель с их поборами, с другой – буржуазия, отчуждающая эти земли.
Наиболее ярко этот процесс шел в Англии, но и в других европейских странах, развиваясь в разных формах, он вызвал бурные крестьянские бунты и войны. Так, в Англии на этой почве вспыхивает буржуазная революция с диктатурой Кромвеля (1599–1658), многочисленными казнями и следующей за ними очередной волной несправедливостей. Во Франции аристократы организуют Фронду, пытавшуюся противостоять власти короля; в Германии разражается невиданная до тех пор по масштабам жестокости и уничтожения собственного народа Тридцатилетняя война -1648), которая была для дворянства поводом расправиться с непокорными крестьянами. В результате этой войны население Германии сократилось почти на десять миллионов человек.
Но в то же время в XVII веке расцветает мануфактурное производство, создавшее новые способы организации трудового процесса появился наемный труд, сформировались первые крупные капиталы. Конечно, они наживались путем, далеким от праведного, часто путем колониального порабощения новых территорий мира, но ни одно движение мирового процесса к усовершенствованию не проходило умиротворенно. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других – еще более укрепились феодальные отношения (Испания, Германия).
XVII век демонстрирует некую множественность, когда можно говорить уже не о культуре, а о культурах: настолько различны пути, формы, способы осуществления общих тенденций этого времени. Один только взгляд на формы организации общества покажет, как непохожи они друг на друга: катаклизмы буржуазной революции и диктатуры Кромвеля в Англии соседствуют с абсолютной монархией, поддержанной буржуазными слоями во Франции, рядом с ними истерзанная Тридцатилетней войной, но не ставшая единой, не поднявшаяся на более высокий уровень феодальная Германия, буквально из пепла поднимающая свою культуру. Таким образом, даже новый класс – возникающая буржуазия разных стран неодинакова в своих действиях.
Для XVII века драматизм столкновения нового со старым усилен религиозными противоречиями, которые выливаются в явление общеевропейского характера – Контрреформацию. Разыгрывалась и еще одна трагедия XVII века, но сценой служил уже внутренний мир человека. Человек нового времени оказался на распутье: если средние века оставили нерешенной антиномию: человек создан по подобию Бога, и Бог создал для него природу, но человек отягощен первородным грехом и не может выбраться из пучины соблазнов", то теперь на ее место встала другая: "человек свободен и равен Богу, но он лишь маленькое звено в величественном механизме природы".
От эпохи Возрождения в Новое время перешел вопрос, ставший еще более острым,– "как найти каждому свое место в условиях ломки старых отношений и складывания новых, буржуазных? Как жить человеку в "нечеловеческом" мире глубоких социальных противоречий? Ответы на эти вопросы искали лучшие умы XVII века – Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц и другие. Может быть, именно наука сделала в XVII веке ощутимые шаги вперед: поиск был теперь не только необходим, но и реален.
Новое время – век новой науки. XVII век – эпоха новых теорий в области астрономии, физики, математики. Она ознаменована трудами Иоганна Кеплера (1571–1630), положившего начала астрономии новейшего времени. Открытые им законы движения планет он облек в математическую форму выражения, составив планетные таблицы, ему принадлежит теория затмений, он изобрел телескоп с двояковыпуклыми линзами объектива и окуляра. Математика этого времени прославлена Пьером Ферма (1601–1665), одним из создателей аналитической геометрии и теории чисел, трудов по теории вероятностей, исчислению бесконечно малых величин и оптике. Готфридом Лейбницем изобретена система интегрального и дифференциального исчислений. Английский врач Уильям Гарвей, основатель современной физиологии и эмбриологии, описал большой и малый круги кровообращения. Гений Исаака Ньютона (1643–1727), чьи открытия не нуждаются в специальном перечислении, связал великие достижения естественных наук XVII и XVIII веков. Все эти и другие открытия поднимают науку эпохи на качественно новый уровень, но главным ее достижением стало появление экспериментального знания. Вся прежняя наука, включая и эпоху Возрождения, была достаточно умозрительной. В ней можно найти смелые догадки, интуитивные построения, не лишенные оснований, но наука прежнего времени не имела главного подспорья – эксперимента.
По сравнению с предшествующим столетием, раздвигается круг научных интересов. В XVI веке особенно большие успехи были достигнуты в области филологии, астрономии, географии, ботаники, медицины. В XVII столетии научный прогресс охватывает все новые и новые области. В XVII столетии преобладающим и ведущим направлением в науке становится математика, стремительно развивается экспериментальная физика, возникает экспериментальная химия, наступает новый этап в развитии медицины и физиологии, закладываются основы экспериментальной биологии.
Больших успехов достигают некоторые гуманитарные отрасли знаний, в том числе юриспруденция, в частности международное право (Гуго Гроций).
Среди научных достижений, оставивших наиболее глубокий след в интеллектуальной атмосфере эпохи, необходимо выделить во-первых, развитие Галилеем, Кампанеллой и Кеплером гелиоцентрической теории Коперника. Их труды существенно изменили представления о структуре космоса и о месте Земли во Вселенной. Земля перестает восприниматься своеобразным неподвижным твердым центром замкнутого со всех сторон мироздания, окружающего ее. Вместе с этим изменяются и представления о связях человека с окружающим миром. Если в эпоху Ренессанса отдельная человеческая личность выступала мерой истины, добра и красоты, то для XVII столетия характерна тенденция поисков ключа к пониманию судьбы индивидуума вне его самого, в неких господствующих в действительности объективных противоречиях и закономерностях.
Второе – обостренный интерес к проблеме движения. Эта тенденция выделялись в точных науках (работы Галилея в области динамики, учение Декарта о движении материи как об основе существования природы, открытия Декарта, Ньютона и Лейбница, связанные с анализом переменных и бесконечно малых величин, и разработка системы дифференциального и интегрального исчисления), и в философии.
XVII век – век противополжностей и контрастов – наблюдает за столкновениями человеческих характеров, ищет причины и истоки жизненных коллизий в философии и затем в искусстве (особенно в барокко), пытается сочетать эти противоположности, осмысляя и анализируя их. Это обусловило создание всеобъемлющих философских систем Гоббсом, Декартом, Спинозой, Лейбницем, разработку теории познания, где образовались два направления: сенсуализм и рационализм. Накопленное к этому времени знание потребовало ответа на главные вопросы: что такое знание, как из незнания образуется знание, какой путь оно должно пройти, чтобы превратиться в теорию. И на этом направлении поиска образовались две системы ответов. Сенсуалисты отводили главную роль ощущениям, чувственному познанию, хотя не могли в достаточной мере осветить вопрос о том, как из ощущений и чувственных сведений о мире образуется научная теория. Рационалисты полагали, что знания возникают на основе правильного метода рассуждений, при этом абсолютизировалась одна сторона познания и не объяснялось появление первичных знаний.
Значительных успехов добились теоретики, искавшие пути решения проблемы человека. XVII век ознаменован поисками новой этики, в которой ставилась проблема свободы. В этических системах на первом месте стояло поклонение разуму.
Набирают силу и материалистические тенденции в философии, чему способствует развитие естественных наук. Они часто связаны с представлением о вольномыслии. Наука XVII века, противоречивая и обширная, давшая еще одно название своему времени – "век гениев", легла в основу энциклопедизма следующего за ним века Просвещения.
Искусство. Барокко и классицизм – менталитет, мировоззрение и стиль XVII века. Если идеалом эпохи Возрождения был гармонически совершенный человек, личность, для которой нет противоречий между личным и общественным, то человеку XVII в. свойственно бесконечное столкновение этих начал; если для героя произведений искусства Ренессанса характерно было единство с внешним миром, природой, то герой Нового времени осознает свою зависимость от окружающей среды и внешних обстоятельств. Драматизм действительности, крушение идеала Возрождения привели к новым формам восприятия мира. Оптимистический реализм Возрождения сменяется чувством неустойчивого положения человека, для которого характерен тот или иной внутренний конфликт. Личности все труднее отыскать свое место в новых отношениях общества, которому все меньше нужен всесторонний человек Ренессанса и все больше – человек-функция. Эта трагическая коллизия находит выражение в двух способах соотношения с миром и в двух художественных стилях – барокко и классицизме.
Происхождение термина "барокко" неясно, известен лишь перевод с итальянского: странный, вычурный. Стиль связан с кризисом идеалов гуманизма, общественно-политическими потрясениями, характерными для XVII века. Для менталитета человека барокко свойственны чувство растерянности и смятения, ощущение противоречивости мира, непостоянства счастья, всесилия рока и случая. Оптимистический идеал Ренессанса сменяется пессимистической оценкой действительности, а восторженное преклонение перед человеком и его возможностями – подчеркиванием его двойственности, непоследовательности, испорченности; постоянно осмысляется несоответствие между видимостью вещей и их сущностью, ощущается разорванность бытия, столкновение между телесным и духовным началом, между привязанностью к чувственной красоте мира и осознанием бренности земного бытия.
Возникновение барокко чаще всего связывают с Контрреформацией. После ожесточенных религиозных войн Европа была разорена и разрушена. Только Рим избежал религиозных бурь. В нем оставался оплот католической церкви, еще очень сильной, особенно после Тридентского собора. Здесь возникает стремление утвердить торжество официальной церкви. Барокко возникает первоначально в религиозном искусстве, прежде всего в архитектуре. И романский стиль, и готика имели вполне определенные и возведенные на уровень закономерности правила создания сооружений. Линии этих построек были четкими и определенными. Барокко – это "буйство изогнутых, пересекающихся, переливающихся каменных масс, потерявших свою "каменность" и как будто получивших свойства вязкого пластичного материала. Постепенно барокко перешло из архитектуры в скульптуру, живопись и другие формы духовной жизни. Один из самых известных теоретиков барокко Эммануэле Тезауро (1592–1675) называл в качестве главного принципа "барочного мышления" "принцип быстрого разума". Быстрый разум живет законами, отличными от законов мышления, он насыщен фантазиями, метафорами, соединяя важное и случайное, серьезное и забавное, смешное и печальное. В нем переплетаются природа и человек, божественное и созданное человеческим гением. Гении, обладающие быстрым разумом, "из несуществующего порождают существующее. Остроумие из невещественного творит бытующее, и вот лев становится человеком, орел – городом. Оно сливает женщину с обличьем рыбы и создает сирену как символ ласкательства, соединяет туловище козы со змеей и образует химеру – иероглиф, обозначающий безумие". В такой системе мышления постепенно исчезают границы самых различных явлений, и в искусстве появляется некоторое пренебрежение целесообразностью, тем, что называется здравым смыслом.
Эти особенности барокко отразились во всей своей полноте в творчестве Караваджо, Берни-ни в Италии, Веласкеса – в Испании, Ван Дейка и Рубенса – во Фландрии.
В литературе это выражается в стремлении раскрепостить воображение, поразить и ошеломить читателя, в пристрастии к неожиданным образам, сближающим понятия, опоставляющим далекие друг от друга предметы. Здесь реализуется принцип – от великого до смешного один шаг, поскольку в барокко они существуют вместе, как и другие противоположности: прекрасное и безобразное, восторженность и грубость. На одном полюсе искусства барокко – образ бунтаря, свободного и безудержного, не вписывающегося в привычные границы поведения, как, например, в произведениях Сирано де Бержерака (1619–1655). На другом – бунтарь-пуританин, аскетический и строгий, как герой поэмы "Потерянный рай" великого английского поэта Джона Мильтона (1608–1674). Для барокко и его теоретиков обязательно остроумие как способность сближать понятия (что считалось одним из проявлений разума), а главные качества такой способности –многосторонность и прозорливость.
Классицизм сложился и наиболее ярко выразился в условиях абсолютной монархии во Франции. Это не значит, что он не имел места в других странах. Классицизм, как и барокко, был имманентно присущ всей культуре XVII века. Если барокко со своим богатством и многообразием ощущений тяготеет к сенсуализму как способу чувственного познания мира, то классицизм требует рационалистической ясности, упорядоченного метода расчленения целого на части и последовательного рассмотрения каждой из них. Для этого необходима внутренняя гармония, чувство меры и душевного равновесия. Менталитету человека, выражающего классицистическую направленность, свойственно стремление к объединению вокруг монарха, упорядоченности. Память о религиозных войнах предыдущего века и желание стабильности заставляли его принять строгую иерархию абсолютизма, жесткую регламентацию королевской власти.
Для классицистов в искусстве характерно создание монументальных произведений, изображение героев действенных, преисполненных жизненной энергии и способных – благодаря умению смирять обуревающие их страсти – подниматься до разрешения трагических конфликтов. Поэтому театр тяготеет к трагедиям на исторические сюжеты, в которых столкновение долга и чувства всегда кончается победой долга. В этом направлении работали великие французские драматурги – Корнелъ (1606–1684) и Расин (1639–1699). Но существовала также и комедия классицизма, разоблачающая противоречия окружающего мира, о чем свидетельствует до сих пор не утратившее своей актуальности творчество Мольера (1622–1673).
Для теории классицизма характерен культ разума, который связывает этот стиль с философским рационализмом. Разум в классицизме – источник и мерило прекрасного; для последовательного классициста ценность художественного произведения в значительной мере определяется степенью его логической стройности и ясности, упорядоченностью его композиции. Этим и объясняется склонность классицистов изображать в качестве героев людей, способных даже в моменты самых тяжелых и бурных переживаний трезво мыслить, рассуждать и подчинять свои поступки велению разума. Это же стремление к упорядочению продиктовало разным видам искусства в зависимости от их специфики и определенные правила, по которым эти произведения должны создаваться. Правила эти касались не только темы или сюжета произведения, но и упорядочивали его внутреннюю структуру. Например, в драматургии существовали знаменитые "три единства": единство места, единство времени и единство действия. Единство места предполагало, что все события совершаются только в одном месте, одной декорации на сцене; единство времени требовало, чтобы действие началось и закончилось в течение одних суток, единство действия требовало, чтобы центральный конфликт был четко определенным и единственным. Наиболее полно нормативную сторону искусства классицизма изложил Никола Буало (1636–1711) .
Контрасты XVII в. породили особый драматизм времени, подготовивший как идеи Просвещения, так и последующую культуру Новейшего времени.
Памятники культуры: А. Вивальди «Времена года», И.С. Бах «Бранденбургские концерты», Г.Ф. Гендель «Мессия»; Рембрандт «Блудный сын», П.П. Рубенс «Персей и Андромеда», Д. Веласкес «Менины», Дж. Бернини: «Экстаз Св. Терезы», «Колоннада на площади св. Петра»; Эль Лево и Ж. Ардуэн-Мансар Версальский дворец; Н. Буало «Поэтическое искусство», П. Корнель «Сид», Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве, Ш. Перро «Сказки», маятниковые часы Х. Гюйгенса, счетная машина Б.Паскаля, телескоп Г. Галилея, микроскоп А. Левенгука, астрономические открытия Дж.Бруно, Г.Галилея, И.Кеплера.
- Культурология Учебное пособие Москва 2008
- Введение
- Тема 1. Предмет культурологии
- 1.1. Основные понятия и проблемы
- 1.2. Некоторые дискуссионные вопросы Тема 2. Первобытная культура
- Тема 3. Древнейшие цивилизации
- 3.1. Египет
- 3.2. Месопотамия
- 3.3. Иудейский мир
- Тема 4. Традиционные культуры востока (индия, китай, япония)
- 4.1. Индия
- 4.2. Китай
- 4.3. Япония
- Тема 5. Культура античности
- 5.1. Древняя Греция
- 5.2. Древний Рим
- Тема 6. Традиции культур средневековья: западная европа, византия, исламский мир
- 6.1. Западная Европа
- 6.2. Византия
- Тема 7. Формирование ценностей европейской культуры от возрождения до кризиса конца хiх – начала хх века
- 7.1. Возрождение
- 7.2. Реформация
- 7.3. Предпосылки формирования культуры Нового времени
- 7.4. Мировоззренческие установки Просвещения и начало кризиса европоцентризма в первой половине хiх века
- 7.5. Самосознание европейцев второй половины хiх – начала хх века и проблема будущего Европы
- Тема 8. Культурно-исторический выбор россии: от древности до наших дней
- 8.1. Предпосылки формирования русского культурно-исторического типа
- 8.2. Формирование архетипов русской культуры в эпоху средневековья
- 8.3. Реформы Петра I и модернизация культуры России в хiх – хх вв.
- 8.4. Современные тенденции в развитии культуры России и проблема ее культурного будущего
- Тема 9. Особенности развития современной культуры
- 9.1. Проблема «отчуждения» в культуре хх века.
- 9.2. Постмодернистский синтез и его культурные последствия
- 9.3. Тенденции культурной универсализации в мировом культурном процессе
- Библиография
- 119454, Москва пр.Вернадского, д.78.