9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков русская философия
Русская философия – составная часть европейской, но она отличается от нее по ряду признаков: 1).она существовала не как философская система взглядов о природе, обществе и человеке, а занималась большей частью нравственными, религиозными и социальными проблемами на основе анализа религиозной и художественной культуры, литературы, живописи, музыки. Достоевский и Толстой – два титана русской культуры – были философствующими писателями, поднимавшими проблемы нравственности.
В работах «Исповедь», «Царство Божие – внутри нас» Толстой обосновал моральное учение «Непротивление злу насилием». Достоевский выразил свой общественный идеал формулой «Красота спасет мир», смысл которой в том, что ИСТИНА есть добро, мыслимое умом человека. Красота – то же добро и та же истина, воплощенная в материальном мире. Достоевский убежден, что мир людей не м.б. спасен насильно. Революционеры – это бесы, толкающие нас на насилие. Частицу этих бесов каждый носит в себе. Но истина – в примате добра над насилием.
2).русская философия существовала как проявление СОБОРНОГО сознания, характерного для русского народа и не свойственного народам Западной Европы.
Основные дискуссии развертывались между материалистами и идеалистами, славянофилами и западниками.
Условно можно выделить ряд этапов развития русской философии. На первом этапе (10 – 15 вв.) древняя русская религиозная философия продолжает традиции древнегреческой философии и неоплатонизма. На втором этапе (16 в.) обосновывается доктрина «Москва – Третий Рим», согласно которой Москва унаследовала от Рима и Византии традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией. Россия ответственна за весь христианский мир перед угрозой исламизации Европы со стороны Османской империи. Третий этап – эпоха Просвещения 18 в. – включает два направления – традиционное, религиозно-философское и естественно-научное (Ломоносов, Радищев). Четвертый этап – развитие социально-философских декабристами (Пестель и др.). Пятый этап – 19 – нач.20 вв.- борьба между славянофилами и западниками. Это спор о путях развития России, о том, должна ли она развиваться самобытным путем, или ориентироваться на достижения европейской культуры и западные ценности. В этом споре обе стороны придерживались крайних позиций и потому обе были правы и не правы… Спор славянофилов и западников исторически разрешен синтезом того и другого подходов.
Славянофилами были Киреевский, Хомяков, братья Аксаковы и др., западниками – Чаадаев, Герцен, Белинский, Чернышевский. Славянофилы представляли народ как единый организм. Каждый русский, как частица народа, должен подчинять свои желания общим интересам. Позже им на смену пришли народники. Славянофилы выступали за коллективизм, общинное устройство жизни, православие. Это, в конечном счете, вылилось в большевистское учение. Западники считали, что общество должно культивировать либеральные ценности.
Первый западник – Чаадаев – в трактате «Философические письма» критикует общественный строй России и предлагает сменить православие на католицизм. Чернышевский обосновал антропологический принцип в философии и теорию «разумного эгоизма», в которой отдает предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственностью и самосовершенствованием Он считал, что эгоизм – природное свойство человека, а добро – есть то, что полезно людям. Он автор концепции крестьянского социализма.
Вершина развития русской философии – религиозная философия Х1Х – начала ХХ веков, в рамках которой обосновывается абсолютная ценность человека. Родоначальником этой философии - Владимир Соловьев, – идеалист, мистик, публицист, поэт. Он обосновал идеи Богочеловечества, Соборности, Всеединства.
Соборность – самоорганизующаяся общность людей, которая не знает над собой внешнего авторитета и руководствуется моральными религиозными ценностями. Всеединство рассматривалось Соловьевым в трех аспектах:
1).в гносеологическом – как единство трех видов знания – эмпирического (научное знание), рационального (философия) и мистического (религиозное созерцание), основанного на вере.
2).в социально-практическом – как единство государства, общества и церкви на основе слияния православия, католицизма и протестантизма.
3).в аксиологическом – как единство трех абсолютных ценностей – добра, красоты, истины.
Соловьев считал, что люди должны объединиться, вооружившись цельным знанием, и тем самым избавиться от всяких конфликтов, избрав путь Богочеловечества. Абсолютная ценность человека заключается в том, чтобы добровольно стать со-творцом Бога, т.е. руководствоваться любовью к Истине как единому Первоначалу сущего и таким образом познать разумом идеальную сущность бытия - Бога.
Соловьев обосновал «новую философию», дающую целостное знание на основе синтеза науки, философии, религии в работах «Кризис западной философии», «Философские основы цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Чтение о Богочеловечестве», «Три разговора».
Н. Бердяев – религиозный мыслитель, экзистенциалист. В работах «Смысл творчества», «Судьба России», «Философия неравенства» он выступил с острой критикой капитализма, против социализма и коммунизма. Обосновал концепцию персонализма, согласно которой персона – человеческая личность, это главная движущая сила истории. Права и свободы человека – это то, на что должны ориентироваться и общество и государство. Он выступил против господствовавшей в России в конце 19 – начале 20 вв. идеи коллективизма, согласно которой объективные законы истории выше деятельности отдельного человека. Бердяев среди десятков лучших умов России был выслан из страны на «философском пароходе» по указанию Ленина.
Русский космизм, т.н. космическую философию, развивали Федоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский. Главная ее идея – единство человека и космоса, распространение человеческой деятельности на весь космос. Они не были профессиональными философами. Ценность их учений в том, что впервые проблемы человечества осмысливаются во вселенском масштабе.
Циолковский утверждал, что будущее человечества – в его распространении за пределы Земли. Федоров в «Философии общего дела» писал о том, что экологический и нравственный кризис человечества можно преодолеть, изменив саму природу человека и управляя с помощью науки природой и космическими процессами. Он разработал учение о воскрешении. Это этическое учение о преображении бытия человека в благобытие.
Вернадский выдвинул концепцию ноосферы – сферы разума, развив на научной основе идею французского религиозного мыслителя Тейяр де Шардена.
Ленин внес вклад в развитие марксизма в России. Как философ он известен двумя работами: - «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради». Как революционер-практик, Ленин довел социально-экономические идеи Маркса до практического осуществления. Этот социальный эксперимент продлился до 1991 года.
- Тема 5 Средневековая арабо-мусульманская философия
- 1. Неопозитивизм
- 2. Философский иррационализм
- 3. Экзистенциализм.
- 1.Оонтология.
- 2. Философская антропология.
- 1. Философия политики.
- 1. Специфика культуры.
- 2. Философия образования.
- 1. Эпистемология
- 2. Теории диалектики
- 15. Философия техники и глобалистики
- 1. Философия техники
- 2. Гобалистики
- Тема 2. Философия Древнего Востока
- Тема 3. Античная философия
- Тема 3. Средневековая европейская философия
- Тема 5. Арабо-мусульманская средневековая философия
- Тема 6. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера.
- Тема 7. Западноевропейская философия конца XVIII-xiх вв.
- Конец XIX и хх в. – эпоха неклассической философии. Главные особенности:
- 9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков русская философия
- 9 .1 Русская философия XIX века: славянофильство и западничество;
- 9.2 Русская религиозная и марксистская философия
- 9.3 Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (ч. Валиханов, и. Алтынсарин, Абай).
- 9.4 Социально- философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины хх веков
- 10 Западная философия XX - начала XIX веков
- 10.1 Традиции и инновации позитивизма
- 10.2 Психоаналитическая философия
- 10.3 Экзистенциализм: новая постановка проблемы человека в новейшей философии
- 10.4 Философская герменевтика, постмодернизм, поструктурализм
- 11 Философия бытия и антропологии
- 11.1 Онтология как учение о бытии
- 11.2 Связь онтологии с антропологией
- 12 Философия политики и истории
- 12.1 Предмет философии политики
- 12.2 Философия истории
- 13 Философия культуры и образования
- 13.1 Возникновение и развитие философии культуры
- 13.2 Предмет философии образования
- 13.3 Философия любви
- 14 Проблемы теории диалектики и эпистемологии
- 14.1 Основные категории диалектики
- 14.2 Эпистемология. Специфика познавательного отношения человека к миру
- Тема 15 Философия техники и глобалистики
- 15.1 Техника как объект философского исследования
- 15.2 Философия глобальных проблем
- Сегизбаев о.А. История казахской философии и социально-политической мысли (От архаичных представлений древних до учений развитых форм х1х – первой половины хх века.). Алматы. 2005.