logo
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.

Движение- это изменение вообще (любое изменение есть движение). Движение разделяют по типам: 1) изменение в пределах качественно определенной системы, не изменяющих ее; 2) изменения, приводящие к качественному изменению системы.

Покой- относительная устойчивость всего сущего. Интерес к развитию возник в древней философии, именно там сформировались принципы, определяющие движение. (Гераклит об абсолютности движения; Зенон - задача об Ахилесе и черепахе; наличие покоя в мире видимом, реальном, обладающим формой). Аристотель - "движение имеет два типа и три вида. 1 тип - по природе естественное; 2 тип - насильственное - вопреки движения, обусловленное внешними силами. Виды: в отношении величины, состояния, места. Движение имеет естественную природу. В механике образ движения - перемещение в инерциальной системе под воздействием внешних сил, из вне тела совершающего движение. В дальнейшем с открытием квантово-релятивистской теории движение как способ существования материи, а покой - как частная форма движения.

В мире все постоянно движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь между бытием и небытием всего единично сущего. Движение есть сущностный атрибут материи, оно также как и сама материя несотворимо и неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще. Материя и движение сущностно едины. Движение - это способ существования материи: быть - значит быть в движении. Вопросы о первопричине материи и о первоисточнике движения - это один и тот же вопрос. Движение - это не чистая континуальность, но единство континуальности и дискретности: оно есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения всегда присутствуют моменты дискретной устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого движения в виде равновесия явлений и их относительно устойчивой формы, то есть относительного покоя.

Покой- существует лишь как характеристика движения в его какой-либо устойчивой форме. Как бы ни изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою определенность. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - значит перестать существовать. Покой всегда имеет лишь относительный характер: тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную. Под движением тела, говорил А. Эйнштейн, мы всегда разумеем изменение его положения относительно другого тела.

Первая научная классификация форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил такие формы: механическую,физическую,химическую,биологическую,социальную. Эта классификация сохранила смысл до наших дней хотя, в связи с достижениями современной науки, она существенно обогатилась. Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носителем: например органический уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Жизнь - закономерный итог развития совокупности химических и геологических процессов на поверхности Земли. Эволюция живого шла от доклеточных форм существования белка к клеточной организации, к формированию одноклеточных, потом и многоклеточных организмов. Человек и общество есть суть особая, высшая форма движения материи - фундаментальное открытие философии. Общество не просто материя, а одухотворенная материя. Носителем социальной формы движения является человек как субъект истории. Особенность социальной формы движения выражается в субъектно-объектных отношениях, т.е. в отношениях человека, соц. групп, общества в целом к окружающему миру.

Механицизм- мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые распространяются на все виды материального движения. Исторически возникновение и распространение механицизма связано с достижениями классической механики 17-18 в.в. (Галилей, Ньютон). Эти воззрения давали естественнонаучное понимание многих явлений природы. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно которой вся Вселенная представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых определяется законами классической механики. В 20 в. разрушена.

Термином "механицизм" в широком смысле слова обозначают также абстрактное отождествление высшей формы движения материи с низшей (социальной с биологической, биологической с физической или химической).

Редукционизм- методологический принцип, согласно которому познание сложных систем предполагает их сведение к более простым или даже элементарным с последующим выведением закономерностей функционирования первых из принципов функционирования вторых. Однако применение этого принципа имеет строго ограниченный предел. В определенной мере метод редукционизма свойственен любой науке и на этом пути возможны определенные достижения.

Витализм- (лат. - жизненный) идеалистическое учение в биологии, объясняющее все процессы жизнедеятельности действием особых нематериальных факторов, якобы заключенных в живых организмах ("созидающая сила", порыв к форме). Истоки: учения Аристотеля и Платона о душе, одухотворяющей животный и растительный мир. Как концепция сложилась в 17-18 вв. Ссылаясь на качественное своеобразие живой природы и абсолютизируя ее, витализм отрывает процессы жизнедеятельности от материальных физико-химических и биохимических закономерностей, отдает первенство биологии, отказываясь от биохимии. Отсюда остается либо признать божественное происхождение жизни либо ее вечное существование. Основной объект витализма - проблема происхождения и сущности жизни, целостности, целесообразности структуры и функций - все, что плохо изучено и позволяет паразитировать в этих малоизученных областях.