35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
Вероятность органически связана не только с необходимостью и случайностью, но и с возможностью и действительностью, характеризуя степень превращения первой во вторую. В результате проявления действия причинных факторов развивается объект, с той или иной долей вероятности реализуются его необходимые связи. Данный процесс развития и характеризуют категории «возможность» и «действительность».
На уровне категорий „возможность" и „действительность" человек познает вещь не только с точки зрения ее существования, но и с точки зрения ее еще не существующих состояний. Таким образом, познание выходит на уровень целостного, конкретного, многообразного отражения объекта, когда вещь представлена во всем богатстве своих связей, как целое, закономерно развивающееся и порождающее свои новые состояния. На этой стадии человек не просто видит наличные состояния, но знает прошлое и прогнозирует будущее. Он знает то, чего еще нет, но что закономерно наступит.
Это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное (хотя уже во многом предвидимое человеком) бытие, которое при определенных условиях реализуется, и называется возможностью. Действительность же можно рассматривать как реализованную возможность. Иными словами, возможность коренится в самой действительности как потенциальное бытие.
Категории „возможность" и „действительность" являются глубокими, содержательными, богатыми категориями. Когда человек глубоко и всесторонне познает тот или иной объект, процесс, выявляет его возможные состояния в будущем, он в состоянии целенаправленно строить свою деятельность, создавать условия для реализации именно тех возможностей вещи, заложенных в ней самой, которые отвечают его целям и потребностям. Скажем, в случае хирургической операции врач учитывает не только возможности современной медицины и свои собственные (субъективный фактор), но и объективные условия проведения операции, состояние, психофизиологические потенции больного и т. п.
Важно, конечно, отличать возможность абстрактную, для реализации которой нет еще необходимых предпосылок, от возможности реальной, когда такие предпосылки уже имеются, и, конечно же, от невозможности. (Невозможно, например, обходиться без пищи, создать вечный двигатель, ибо это противоречит законам физики.)
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.