29. Проблема сознания в философии и естествознании.
В истории философии: Сознание - особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями.
Античная философия. Указала на особенность сознания: направленность сознания на объект (Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге. Разум - был представлен как вещь, когда не мыслит - все равно разум, следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда они встречаются, получается знание. А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать (смотреть на самого себя). Эта проблема - в рамках восточной философии.
Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание - не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной-нет, там нет времени. Мы мыслим. Т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией.
Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика.
XX век. Сознание индивида-функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально-культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано.
Маркс показал половину правды. Фрейд-определял сознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трех частей: "Я"-эго, суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими потребностями человека. Маркс: "Человек должен осознать себя представителем того или иного класса". Фрейд: "Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным(психоанализ)". Вывод: Философы не изобрели того или иного понимания сознания, они воспроизводили реальную для них историческую ситуацию, в рамках которой пытались определить сознание. Сущность (структура) сознания во все времена философами связывалась со спецификой мировоззрения(неосознанной).
Проблема природы сознания. Выделим три основные концепции, в русле которых действуют противоборствующие тенденции: 1) Существуют ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений? 2) Является ли сознание атрибутом человека, либо это явление надчеловечное (космическое)? 3) Как соотносится сознание и близкие ему реальности?
Сознание и физические процессы. Актуальность обусловлена тем, что многие философы считают, что сознания нет как такового.
Научный материализм (близко к марксистской философии). Его крайняя форма - физикализм (научный смысл имеют те положения, которые можно перевести на язык физики). "Все есть физическое". Аргументы: - Успехи в моделировании искусственного интеллекта. – Генетика. - Воздействие фармакологии на мыслительные способности человека. - Связь типа мышления с полушариями мозга.
Т.е. сознание не существует как качественная реалия, следовательно, как часть физики. Они говорили: "Философские утверждения о реальности аналогичны вере в бога" (например, отказ рисковать - трусость, они сводили к методам дисфункции). Физикалисты сродни с вульгарным материализмом, их свойство - редукционизм. Но сам физикализм имеет и положительные стороны, он заставил обратить внимание на проблемы: Внимание к генетической и нейрофизиологической обусловленности психики и С.; прикладные разработки по проблеме "духовное-телесное"(помощь людям с дисфункцией); тождество телесного и духовного не было доказано; своеобразие сознания по отношению к физическим материальным объектам; иногда при определении С. отрицается его материальный субстрат.
Солипсизм-утверждение, что материальный мир-порождение сознания. Является ли сознание атрибутом человека? Три подхода к решению этого вопроса: 1) С. -космическое образование, которое не связано с миром живого. 2) С. - свойство живых организмов. 3) С. - атрибут человека.
С. - космическое образование - в религиозных течениях, в центре которых космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев: неделимые монады - носители разума, а это - тончайшая энергия материи. С. - явление надчеловеческое - не только проявление божественного разума (информационное поле, энергия разума и т.д.) Рерих "Живая этика": нельзя ограничит мысль сферою земной. Талбот: Вселенная - гигантский разум, мышление-результат взаимодействия полей.
С. - свойство живых организмов. Социобиология: С. - биологическая реакция самосохранения. Мотивы чувств - биологические. В психике животных есть воображение, способность к элементарному счету, могут говорить жестами - существует своеобразная мораль.
С. - атрибут человека. Мистическая концепция: С. - тайна человеческой души. Материалистическая концепция: С. - свойство высокоорганизованной материи.
Отражение - основная функция материи (след, информация, материя). Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной (дерево отражает природные процессы). Уровни отражения: отражение неорганической природы - механическое, физическое, химическое (потенциальная информация); отражение в живой природе - раздражимость, чувствительность (активно используется информация); социально-психическая форма отражения - антропогенный уровень (целенаправленно используется информация)
В чем отличие психической деятельности животных от деятельности людей? Животные: заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения, свобода деятельности животного ограничена. Человек: сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются генетическим путем.
Общественная природа сознания. Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры. Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном обществе уже имеются (зачастую неосознанно). Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное от всего остального. Т.к. человек выделяет себя из мира, выявляя свое отношение к миру, посредством сознательной деятельности может в этот мир вписаться.
Особенности сознания. С. - продукт общественной трудовой деятельности. Много структурность С. определяется много структурностью деятельности. Целеполагающая деятельность С. Творчески-активный характер С. Проектирующая деятельность С. С. как субъективный образ объективного мира. С. как идеальный образ материального мира. С.-продукт развития материи. С.-свойство высокоорганизованной материи С.-функция мозга, которая действует на основе потребностей человека. С.-материализуется в языке. Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово-сигнал сигнала. Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется. Однако, существует мышление вне языка.
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.