logo
otvety_k_zachyotu_po_filosofii

45.!!!!Культура и природа. Культура и общество, деятельность, человек.

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Марк Порций Катон Старший ввёл понятие культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке земли. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура.Современное, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации. Не трудно найти примеры проявлений, относящихся к городской жизни которые не могут быть отнесены к области культуры и даже стать примером упадка культуры и её отсутствия. Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многогчисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.

Культура выступает итоговым показателем развития общества в его различные исторические периоды. КУЛЬТУРА- совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Различают материальную К. (совокупность материальных благ, средств их производства), духовную (нематериальную) К. (совокупность всех знаний, все формы мышления, вся сфера мировоззрения, эстетическая сфера деятельности) и К. человеческих отношений. Все виды К. неразрывно связаны между собой.

Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. Деятельность — это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности. Существует два вида деятельности: — практическая (т. е. материально-преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека); — духовная (содержанием которой выступает изменение сознания людей). В зависимости от направленности человеческой активности социокультурная деятельность может быть: —созидательной (т. е. направленной на формирование «второй природы» : среды обитания человека, орудий труда, машин и механизмов и т. п.); — разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, этническими конфликтами, уничтожением природы и т. д.). Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Культура целенаправленно формирует человека и его личностные качества.

К структурным элементам культуры относятся: производство и наука, технические навыки людей и их опыт, система образования и воспитания, быт и поведение, язык, письменность, идеология, искусство. Их можно классифицировать на статичные (относительно устойчивые – театры, музеи, архитектурные сооружения и т.д.) и динамичные (изменяющиеся: повышение мастерства, опыта, уровня образованности).

Развитие культуры — целостный процесс, охватывающий область материальной и духовной деятельности и, соответственно, образующий ее материальные и духовные компоненты.

Культура обладает следующими функциями: аксиологическая (греч. axia — ценность, logos — учение) — создание ценностей, необходимых для жизни общества; гносеологическая — накопление знаний, опыта; социально-организоционная —обеспечение сохранности достижений культуры, их производства, воспроизводства и распределения культурного достояния между членами общества. Управленческая – оказывает регулирующее влияние на жизнь общества, социальных групп и отдельного человека.