26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
Основные законы диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия. Он говорит о том, что любому объекту присущи внутренние и внешние противоречия, т.е. единство и взаимодействие каких-то противоположных друг другу компонентов, свойств, связей, тенденций (образование и разложение молекул в химической реакции, наследственность и изменчивость живых организмов…). Именно система этих противоречий, с точки зрения данного закона, и есть источник всякого процесса развития. От соотношения "сил" между противоположностями, от преобладания одной из них над другой зависят направление и результаты всех изменений, происходящих с предметами и явлениями. Этот закон ориентирует человека, изучающего ту или иную вещь, на познание противоречий, объективно присущих ей.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, который раскрывает механизм любого процесса развития. Его содержание выражается с помощью следующих категорий: 1)качество- специфическая определенность вещи, система ее существенных свойств; 2)количество- внешняя определенность вещи (величина, энергия, скорость изменений); 3)мера- границы, в которых вещь остается сама собой, ее качественная специфика не меняется. Смысл закона состоит в том, что количественные изменения вещи рано или поздно нарушают ее меру и вызывают переход вещи от старого качества к новому (изменение агрегатных состояний веществ, превращение химических соединений). В познании этот закон важен ориентацией человека на поиск меры любого явления и ее использования в практических целях.
Закон отрицания отрицания: 1) в процессе развития прежние качества или состояния вещей сменяются (т.е. отрицаются) новыми. При этом некоторые компоненты и свойства старых явлений сохраняются и используются новыми (преемственность). 2) возникшие новые качества (выступившие в роли отрицания рано или поздно устаревают и сами уступают место (отрицаются) более современным состоянием и свойствами. Развитие, т. о., есть цепь отрицаний, следующих друг за другом; 3) в результате повторных отрицаний в развитии может произойти повторение на новых стадиях процесса свойств и признаков прежних этапов. развитие есть поэтому сочетание общего движения вперед и относительного возврата "назад" (спираль).
Неосновные законы:
Причина и следствие. Между многими явлениями мира существует и обнаруживается особый вид связи - генетическая, или порождающая связь. Она заключается в том, что определенное явление порождает или изменяет какое-то иное явление. Первое явление - причина, а его результат - следствие. Закон говорит о том, что любое явление или его свойство есть следствие той или иной причины. Беспричинных явлений в мире не бывает, есть только явления, причины которых пока не установлены. Следствие же, в свою очередь, может выступить причиной новых явлений и событий. Т.о., развитие любого предмета или явления есть длинная цепь причинно-следственных связей и переходов.
Возможность и действительность. Можно говорить о 2-х больших группах явлений и событий: о тех, которые уже есть в мире, существуют в нем, и о тех, которых пока нет, но которые могут реализоваться, возникнуть. Первая группа - действительность, вторая - возможность. Кроме того, возникло и понятие "невозможное", обозначающее такие явления, которые никогда не могут стать действительность, т. к. противоречат объективным законам (вечный двигатель).
Любое развивающееся явление обладает тем или иным набором возможностей. Развитие есть переход от одной действительности к другой за счет реализации определенных возможностей, присущих прежней действительности. Новая действительность обладает и новыми возможностями, часть которых так или иначе будет реализована развивающимся явлением. Любая действительность есть, следовательно, реализованная возможность. Знание возможностей, присущих вещам и явлениям, помогает человеку предвидеть их развитие и в той или иной мере управлять ими.
Необходимость и случайность. Одни из явлений в данных условиях становятся действительностью, другие - нет. Такое различие обозначается в философии с помощью категорий "необходимость" и "случайность". Первой обычно обозначают те явления или их свойства, которые вытекают в основном из внутренней природы вещей и поэтому в данных условиях существуют обязательно (смена времен года, потребность в питании для живых существ). Вторая используется для обозначения таких явлений или их свойств, которые следуют, главным образом, из стечения обстоятельств и поэтому в данных условиях могут как быть, так и не быть.
В реальном мире необходимость и случайность взаимосвязаны, могут переходить друг в друга. Любой процесс развития есть сложное переплетение необходимых и случайных событий. при этом любая необходимость проявляется в форме случайностей, а за каждой случайностью скрывается какая-то необходимость. Поэтому в мире нет ни "чисто необходимых", ни "чисто случайных" событий и явлений - за каждой кажущейся случайностью надо уметь находить необходимость и, наоборот, следует изучать те случайные формы, в которых обычно проявляется та или иная необходимость.
Часть и целое. Эти категории используются обычно для характеристики структурной организации вещей и явлений. Под целым понимают такое единство, которое включает систему взаимодействующих элементов и обладает новыми качествами, отсутствующими у отдельных элементов. Часть - любой составной элемент данного целого. Понятие целого и части в определенной степени относительны: любое целое есть часть более сложных систем, а каждая часть обладает какой-то структурой и, значит, сама играет роль целого в отношении своих элементов.
Развитие явления есть, прежде всего, целостный процесс устойчивого взаимодействия своих частей. В нем каждая часть выполняет определенную роль, влияя на развитие целого и изменяясь сама в результате этого развития. Зная части, мы стремимся познать целое, а познав его, мы можем лучше понять специфику и значение каждой из частей.
Содержание и форма. Эти философские понятия тесно связаны с категориями части и целого, конкретизируют его. Под содержанием явления понимают совокупность всех его составных частей - элементов и отношений между ними. Форма - способ организации и существования данного содержания. Эти характеристики вещей и явлений неразрывно связаны: содержание всегда как-то оформлено, т.е. организовано, а форма содержательна, т.е. компонует тем или иным способом составные части явления.
Этот закон требует от людей анализа взаимосвязи формы и содержания развивающихся явлений, поиска наиболее оптимальных организационных форм, способствующих развитию в нужном для человека направлении.
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.