24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма;
Общая характеристика периода
XVII век, Новое время. В недрах феодализма развиваются товарно-денежные отношения и зачатки капитализма. Совершаются великие географические открытия, природу начинают рассматривать объект пользы. Сложилась механистическая картина мира, ученые начали искать в мире целесообразность и стали видеть в природе скрытые механизмы. Активизируется познавательная деятельность, развивается естествознание, опирающееся на экспериментальный метод и метод анализа. Этот период в философии получил название гносеоцентрического (гносис - знание). При этом господствовал метафизический способ мышления (природные явления и процессы рассматривались в отрыве друг от друга, НЕ диалектически).
Беркли – субъективный идеалист. Беркли полагал, что существование вторичных и первичных качеств предметов обусловлено нашим восприятием, сознанием. Например, величина предметов – это НЕ нечто объективное, а определяется тем, что предмет нам кажется то большим, то маленьким.
Так, качества предметов – это результат нашего опытного заключения, которое опирается на органы чувств. Отрицал существование абстрактных идей (например, материи), т.к. при восприятии в нашем уме возникает конкретное впечатление, конкретный образ, но не может быть никакой общей идеи. Если мы воспринимаем треугольник, то это конкретный треугольник, а не какой-то абстрактный, обладающий специфическими чертами.
Из этого рассуждения он приходил к отрицанию объективного существования вещей. Все вещи и предметы окружающего мира являются лишь восприятиями наших органов чувств и продолжают существовать, когда мы их не воспринимаем, в силу того, что их воспринимает другой человек. Если вещь оказалась не воспринятой никем, она существует в божественном восприятии. Бог не может ни исчезнуть, не перестать воспринимать, а, значит, не может исчезнуть мир.
Получается, что без субъекта нет объекта. «Мир есть комплекс моих ощущений», «быть – значит быть воспринимаемым».
Юм – субъективный идеалист
Провозгласил особо значимой разработку философской концепции человека, т.к. «все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе».
Я, или человеческая личность, представляет собой не духовную субстанцию, а связку различных восприятий. Впечатления сменяют друг друга очень быстро, и единообразное восприятие этих ощущений мы принимает за собственное Я.
Признавал существование лишь единичных (а не абстрактных) идей. Идеи – это отражение, слепки наших внутренних и внешних ощущений. Все в мире индивидуально: и вещи в природе, и идеи в уме.
Мы создаем в нашем уме образ особенного (конкретного) объекта, а в рассуждениях говорим о нем как об общем => не разум, а воображение играет ключевую роль в познании.
- Сформировал основные принципы агностицизма – философское учение, согласно которому истинность познания человеком окружающей действительности невозможна.
- 1. Основные концепции философии истории
- 2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители.
- 3. Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители
- 17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении
- 4. Этическая философия Эпикура
- 5. Проблема соотношения философии, науки и теологии в неотомизме
- 6. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода и истины в философии нового времени
- 7. Философия Гегеля, принципы построения и содержание его философской системы
- 9. Специфика человеческого бытия
- 8. Философия как форма духовной культуры, её предмет и функции
- 10. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрений
- 15. Специфика теории познания Дж. Локка
- 11. Специфика материалистической философии л. Фейербаха
- 14. Содержание и сущность моральной философии Сократа;
- 12. Диалектика природы и общества
- 55. Законы диалектики, их значение в экономической науке и практике;
- 13. Философские вопросы в жизни современного человека
- 16. Роль личности и народных масс в истории
- 18. Формирование философского учения о бытии в Элейской школе
- 22. Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии.
- 19. Основной вопрос философии.
- 26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья;
- 20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике.
- 23. Пространственно-временные характеристики бытия;
- 21. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли.
- 24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма;
- 27. Особенности философии эпохи Возрождения;
- 51. Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения
- 25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания;
- 28. Природа мышления. Язык и мышление;
- 30. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного;
- 29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество;
- 31. Социальные воззрения ф. Бэкона и т. Гоббса;
- 32. Апории Зенона, их философский смысл;
- 33. Основные характеристики философского знания, его структура;
- 34. Познание как предмет философского анализа;
- 36. Исторический смысл и значение философии позитивизма;
- 44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки;
- 35. Гражданское общество, нация, государство;
- 37. Основные формы и методы научного познания;
- 38. Общество как саморазвивающаяся система;
- 39. Социокультурный смысл учения софистов;
- 40. Рационалистическая традиция философии Декарта и Спинозы;
- 41. Проблемы сознания в философии, многообразие подходов к её решению;
- 42. Особенности философии древней Индии и Китая;
- 43. Субъект и объект познания. Познание и творчество
- 45. Сущность, историческое место и значение марксистской философии
- 46. Жизненный мир человека.
- 47. Бэконовское учение о методе и познании;
- 48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления;
- 49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора;
- 53. Проблема истины в философии и науке.
- 52. Специфика античной философии, основные школы, направления, проблемы и представители.
- 54. Многообразие форм познания и типы рациональности.
- 56. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме;
- 57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе;
- 58. Идея развития в философии. Диалектика, метафизика , синергетика. Прогресс и регресс в развитии;
- 50. Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии;
- 59. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера , «Свободное общество» ф. Хайека.)
- 60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации
- 61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия;
- 63. Диалектики познания и практика;
- 64. Особенности теории познания и. Канта;
- 65. Философское понимание общества и его истории;
- 66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь.