24. Познание как философская проблема. Критика эмпиризма, рационализма и агностицизма
Теория познания является один из фундаментальных разделов философии. Без ее рассмотрения немыслима ни одна философская система. Она изучает: возможность и структуру самопознания материи (формы, ступени, уровни); структуру соотношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение); характер мысленных отражений (проверяемость и ценность).
Основные проблемы теории познания:
1. Выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Иными словами, почему, ум человека ищет объяснений происходящего?
2. Определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания. Эта проблема распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Под объектом познания понимается то, на что направлено познание. Можно выделить различные типы объектов познания: первичные (материальный мир), вторичные (духовный мир) и третичные (объекты созданные человеком для последующего изучения).
3. Проблема субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом? Субъект познания – это личность, социальная группа, общество в целом. Сформулируем ряд положений, касающихся особенностей субъектно-объектных отношений: основа отношений – практическая деятельность; субъект деятельности превращается в субъект познания, а объект деятельности – в объект познания.
4. Каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? Есть ли закономерности данного процесса? Если да, то каковы они? Каковы противоречия процесса познания, как они решаются? Цель познания – знания. Знание – средство преобразования действительности. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Для него характерны: непосредственность; наглядность; воспроизведение свойств. Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Рациональное познание – более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Для него характерны: опора на результаты чувственного отражения; абстрактность и обобщенность возникающих образов; воспроизведение объектов на уровне сущностей. Основным формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории. Интуиция – (пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
5. Оценка результатов познания. Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии?
Говоря об основных проблемах классической теории познания, нельзя не упомянуть и вопрос: познаваем ли мир в принципе? При попытке ответить на этот можно, обозначить три основные линии: оптимизм (да), скептицизм (не отрицают принципиальной возможности познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания) и агностицизм (нет). Если агностики отрицают познаваемость мира, то это не голое, ни на чем не основанное отрицание. Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем, и знать не можем.
Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Таким образом, гносеология (теория познания) – это раздел философии, в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности. Выборы различных путей решения этих задач обусловило появление рационализма и эмпиризма.
Рационализм философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей (Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбнец). Обосновывая безусловную достоверность научного знания принципов и положений математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, получаемое в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный характер. Он утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредствам разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационализм к идеалистическим заключениям, что влекло за собой отрыв мышления от реального объекта познания.
Эмпиризм направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Он выступал как: материалистический эмпиризм, утверждавший, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Бэкон, Гоббс, Локк); субъективно-идеалистический эмпиризм признающий единственную реальность как субъективный опыт (Беркли, Юм); логический эмпиризм разделяет все осмысленные предположения на синтетические и аналитические. В противоположность рационализму в эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.
- 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
- 3. Основные философские направления, их основания и различия
- 4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
- 5. Материалистическая теория Демокрита
- 6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
- 7. Философия Аристотеля
- 8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
- 9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
- 10. Английская философия XVII XVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
- 11. Философия французского Просвещения
- 12. Гносеология и этика Канта
- 13. Система и метод философии Гегеля
- 14. Философия марксизма и ее место в истории философской мысли
- 15. Западная философия науки: от позитивизма к постпозитивизму
- 16. Экзистенциализм и его место в истории философии и культуры
- 17. Духовное своеобразие русской религиозной философии (Соловьев, Бердяев, Булгаков)
- 18. Проблема бытия в развитии философской мысли (бытие, субстанция, материя)
- 19. Основные законы диалектики
- 20. Категория движения, пространства, времени в философии и науке
- 21. Проблема развития в философии. Диалектика и метафизика
- 22. Сознание, его происхождение и сущность
- 23. Сознание и бессознательное. Сознание и язык
- 24. Познание как философская проблема. Критика эмпиризма, рационализма и агностицизма
- 25. Проблема истины в теории познания
- 26. Соотношение эмпирического и теоретического в познании. Факт и теория
- 27. Человек как философская проблема
- 28. Личность. Свобода личности
- 29. Общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция)
- 30. Общество как система. Основные подходы в современном философском познании общества
- 31. Формационный анализ общества (Маркс)
- 32. Цивилизационный подход к анализу общества. Цивилизация и культура (Данилевский, Тойнби, Шпенглер)
- 33. Сущность культуры. Многообразие культур
- 34. Философские основы теоретических учений о государстве (Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс)
- 35. Направленность общественного развития и проблема прогресса. Смысл истории
- 36. Понятие субъекта исторического прогресса (личность, народ, классы, элиты, этнос)
- 37. Общественное сознание и его структура
- 38. Философский смысл глобальных проблем современности