Развитие философской мысли в эпоху Возрождения.
Эпоха Возрождения занимает особое место в истории западноевропейской культуры.
Представители: Франческо Петрарка (1304-1374), Данте Алигьери (1265-1321), Марсилио Фичино (1433-1499), Николай Кузанский (1401-1464), Пико делла Мирандолла (1463-1494), Леонардо да Винчи (1452-1519), Николай Коперник (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилей (1564-1642), Томмазо Кампанелла (1568-1639), Гуго Гроций (1583-1645), Никколо Макиавелли (1469-1527), Томас Мор (1478-1535).
С Возрождением связывают формирование гуманистического мировоззрения, провозгласившего в качестве высшей ценности человека, его достоинство, свободу и права. Человек рассматривается как центр мироздания, а остальной мир познается и оценивается только сквозь призму человеческого бытия. Такая позиция называется антропоцентризмом.
Философия периода Возрождения подорвала позиции схоластического мышления, утвердила пантеистический подход в натурфилософии и тем самым подготовила почву для рационалистической философии Нового времени.
Теоретические и социальные корни философии Возрождения:
* Античное философское и культурное наследие.
*Элементы естественнонаучных знаний, содержащиеся в работах средневековых мыслителей
* Формирование капиталистических производственных отношений.
* Социально- политические идеи, возникшие в итальянских городах-республиках.
* Влияние мусульманской философии и немецких мистиков.
Черты философии Возрождения:
*Антитрадиционализм, то есть негативное отношение к традиционным ценностям и желание постоянного развития, понимаемого как улучшение.
*Антропоцентризм, суть которого состоит в понимании мира сквозь призму человеческого бытия: человек есть автономное и самодостаточное существо, а в улучшении и совершенствовании нуждается окружающий мир.
*Гуманизм, то есть понимание человека не как пассивного продукта творения Бога, а как личности, способной путем самосовершенствования подняться на высоту, которая сродни божественному совершенству.
*Пантеизм - учение, отождествляющее Бога и природу.
Основные проблемы философии Возрождения:
* Сущность и предназначение человека.
* Критика средневековой схоластики.
* Теоретические и методические начала естествознания
* Философские вопросы политики и права
Билет 12.
-
Содержание
- Ответы на экзаменационные вопросы по философии
- Философия как наука и форма общественного сознания
- Философская мысль в Древней Индии. Основные идеи Брахманизма
- Сущность и структура философского знания.
- Философия Древнего Китая. Этические и правовые взгляды Конфуция.
- Основные направления и школы философии.
- Философия всеединства в.С. Соловьева.
- Основные функции философии.
- Милетская, эфесская и элейская школы. Пифагореизм.
- Философия и аксиология. Проблема ценностей в современных условиях.
- Атомистический материализм. Демокрит, Эпикур, Лукреций.
- Мировоззрение, его структура и социальная роль.
- 3 Типа мировоззрения:
- Философия Платона. Платон об идеях и идеальном государстве.
- Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
- Философская система Аристотеля.
- Философское учение о материи.
- Патристика. Философско-теологические взгляды Августина Блаженного.
- Философия о движении, пространстве, времени.
- Схоластика. Номинализм и реализм в философии Средневековья.
- Происхождение, сущность, структура сознания.
- Теологическое учение Фомы Аквинского.
- Проблема всеобщих связей и развития в философии.
- Развитие философской мысли в эпоху Возрождения.
- Единичное, особенное, общее.
- Основные черты философии Нового времени.
- Целое и часть. Система и элемент.
- Философское учение ф. Бэкона. Разработка индуктивной методологии.
- Причина и следствие. Необходимость и случайность.
- Философия т. Гоббса. Договорная теория государства.
- Содержание и форма. Сущность и явление.
- Философия р. Декарта. Учение о методе.
- Возможность и действительность. Формальная и реальная возможности.
- Французский материализм XVIII в. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
- Качество, количество, мера, их взаимосвязь.
- Философия Просвещения. Монтескье, Вольтер, Руссо.
- Диалектика о единстве и борьбе противоположностей.
- Основные черты и историческая роль немецкой классической философии.
- Диалектическое отрицание. Отрицание отрицания.
- Философское учение и. Канта. Мораль и познание.
- Проблема познаваемости мира, её решение в истории философии.
- Философская система и метод г. Гегеля.
- Чувственное познание, его формы.
- Философия л. Фейербаха.
- Классификация методов научного познания.
- Иррационализм философии а. Шопенгауэра, ф. Ницше, а. Бергсона.
- Эмпирическое познание. Наблюдение, эксперимент, моделирование.
- Социальные, научные, философские предпосылки марксизма.
- Теоретическое познание. Абстрагирование, идеализация, формализация.
- Основные черты и этапы развития русской философии.
- Диалектика как учение и метод.
- 2. Русская философия XVIII в. М.В. Ломоносов, а.Н. Радищев.
- Философия и методология.
- Славянофилы и западники в русской философской мысли.
- Исторические типы мировоззрения.
- Проблемы свободы, смысла жизни, творчества в философии н.А. Бердяева.
- Позитивизм и его исторические формы: эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- Философские идеи фрейдизма.
- Концепции происхождения и развития человека
- Философские проблемы инженерной деятельности
- Взаимосвязь человека и природы, человека и культуры
- Философские проблемы инженерной деятельности
- Сущность общества и его природа
- Виды знаний и вера
- Основные формы общественного сознания и их содержание
- Природа техники и технологий и их взаимосвязь
- Знание и познание. Рациональное и иррациональное в познании
- Сущность ценностей и их классификация
- Происхождение и сущность сознания. Отражение и сознание
- Сущность глобальных проблем и их классификация
- Проблема истины и её критериев в науке и философии
- Развитие и общественный прогресс
- Формационные и Цивилизационные концепции общественного развития
- Смысл человеческого бытия
- Биологическое и социальное в человеке
- Современные человеко-технические и технологические системы
- Гражданское общество и государство
- Ценностные критерии общественного прогресса
- Насилие и ненасилие в диалектике свободы и ответственности
- Настоящее и будущее России и её народов
- Понимание, интерпретация, объяснение
- Ценности современного российского общества
- Вопрос 31.
- Вопрос 32.