20. Бытие, его философский смысл и основные формы
Бытие- это философская категория для обозначения универсальной связи человека и мира, которая интерпретируется человеком в контексте культуры эпохи.
Аспекты проблемы бытия: 1) смысл проблемы - в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ; 2) существование всего, что есть, было и будет в мире - предпосылка единства мира; 3) мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей.
Основные формы бытия: 1) бытие вещей, процессов, которое в свою очередь делится на:
Бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; 3) бытие духовного, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное; 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие и бытие общества.
Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид для обозначения и одновременно решения проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, тем самым мифология рассматривалась как вымысел. Рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиция. Для обозначения описанной жизненной ситуации и способов ее преодоления он и ввел в философию понятие бытия. "Бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль "(т.е. Истина бытия открывается человеку непосредственно). Парменидовское определение подверглось критике софистов, Сократа. Софисты пытались сместить акцент философствования с бытия на человека, как место обнаружения бытия - человек есть мера всех вещей, и он определяет статус существования чего бы то ни было. Сократ же ратовал за автономию человеческого разума. Кроме этого: Платон создал систему, в которой мировая душа рождает мир идей, идей блага, также она мир вещей, материя; Кант - учение о бытии (основные вопросы учения: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я могу надеяться?).
Основные парадигмы бытия: 1) бытие как сущее (Парменид). Возможно в рамках космоцентризма, космос рассматривается как объект и субъект; 2) гносеологическая - бытие как истина. Превращение науки в производственную силу, переделывающая мир по собственному проекту, по истине. Возникает антропоцентризм - человек властелин мира; 3) экзистенциальная - бытие тождественно человеческому бытию, человеческая субъективность первична к состоянию мира (антропоцентризм, с проблемой человека в бытии);
4) культурологическая - бытие сопоставляется с культурой, как мерой и миром человека, связана с критикой человеческой цивилизации, возникновение идей коэволюционизма; 5) бытие, как коэволюция социокультурной реальности и природы - глобальный.
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.