logo
философия / Монографии / Тарнас / История (страсть) западного мышления

Возникновение христианства

Классическая греко-римская цивилизация, рассматриваемая как единое целое, прошла стадии зарождения, расцвета и упадка в течение какой-ни­будь тысячи лет. Приблизительно в середине этого тысячелетия в отдаленных областях Галилеи и Иудеи, на окраине Римской Империи, жил, пропо­ведовал и умер Иисус из Назарета. Его религиозные проповеди нашли под­держку в узком окружении фанатично преданных ему учеников-иудеев, ко­торые верили в то, что после казни на кресте Иисус воскрес и явился как Христос («помазанник»), Господь и Спаситель мира. С появлением Павла из Тарса — иудея по рождению, римлянина по гражданству, грека по куль­туре — для этой религии настал новый этап. Направляясь в Дамаск с тем, чтобы обуздать распространение христианского учения, представителей ко­торого он считал еретической сектой, таящей угрозу иудейской ортодоксии, Павел был потрясен явившимся ему видением воскресшего Христа. Из яростного ниспровергателя этой религии он превратился в пылкого ее после­дователя, став ее провозвестником и первым из богословов. Небольшое ре­лигиозное движение, возглавленное Павлом, быстро проникло и в другие части империи — в Малую Азию, Египет, Грецию и даже в Рим,— начав за­являть о себе как о мировой церкви.

В неустойчивую эллинистическую пору в духовной культуре, как пред­ставляется, возникло нечто вроде кризиса: люди неожиданно почувствовали потребность в осознании собственной, личностной значимости внутри Кос­моса и личном познании смысла жизни. Удовлетворить подобные запросы пытались различные мистериальные религии, общественные культы, эзоте­рические системы и философские школы, но именно христианству — после периодически вспыхивавших жестоких гонений со стороны римского госу­дарства — суждено было выйти победителем в борьбе за души людей. Реша­ющим моментом стало в начале IVвека эпохальное обращение в христиан­ство римского императора Константина, который затем употребил все свои силы и императорскую власть для принятия христианства и его распро­странения3.

Классический мир в последние свои века подвергся коренным преобразо­ваниям — благодаря приходу христианской религии с востока и энергичным вторжениям варваров-германцев с севера. К концу IVвека христианство превратилось в официальную государственную религию Римской Империи, а к концуVвека последний римский император был низложен королем-вар­варом. Казалось, на Западе классическая культура сметена с лица земли, а все великие ее труды и идеи предстояло сохранить — в качестве музейных экспонатов — византийцам и мусульманам более поздней поры. Как сжато суммировал Эдуард Гиббон содержание своей книги «История упадка и раз­рушения Римской Империи»: «Я описал триумф варварства и религии». Од­нако, с точки зрения сложной и продолжительной эволюции Запада, эти новые силы не до конца вытеснили или подменили собой греко-римскую культуру, поскольку присущие им отличительные черты внедрились и при­вились на благодатной классической почве4.

Невзирая на упадок, приведший Европу к культурной изоляции и безде­ятельности на протяжении последующих веков — в особенности по сравне­нию с процветанием Византийской и исламских империй,— неугомонная предпринимательская энергия германских народов и просветительский дух римской католической церкви привели к формированию новой культуры, которой предстояло — еще через тысячу лет — породить современный запад­ный мир. Эти «средние» века — между классической эпохой и Возрождени­ем — стали, таким образом, своеобразным «утробным периодом», разрешившимся замечательными плодами. Церковь оказалась единственным уч­реждением, объединившим весь Запад и поддерживающим связь с класси­ческой цивилизацией. Что касается варваров, то они приняли христианство и одновременно приступили к грандиозной задаче — изучению и собиранию богатого интеллектуального наследия классической культуры, которым они только что завладели. Этот великий труд, медленно, на протяжении более чем 1000 лет выполнявшийся учеными в монастырях, а затем и в универси­тетах, охватывал не только греческую философию с литературой и памятни­ки римской юридической мысли, но также и солидный корпус богословских сочинений Отцов Церкви, достигших вершины у Августина: он жил и писал в начале Vвека — в то самое время, когда рушилась под натиском варвар­ских вторжений Римская Империя. Такой сложный сплав национальных, политических, религиозных и философских элементов и заложил основу ми­ровоззрения, которое стало общим для всего западного мира. Христианским взглядам, пришедшим на смену классическим греческим представлениям и занявшим главенствующее место в культуре, суждено было определять и вдохновлять как жизнь, так и мышление миллионов людей вплоть до совре­менной эпохи, а для многих — и по сию пору.