24. Философские подходы в решении проблемы возникновения и функционирования общества.
Общество представляет собой сложную саморазвивающуюся систему — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которая включает в себя четыре основные сферы жизни людей:
- экономическую — сферу отношений людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления;
- социальную сферу, которая представляет собой взаимосвязи социальных групп, слоев и общностей;
- политическую - сферу взаимодействия отдельных людей и социальных групп по вопросу государственной власти;
- духовную сферу, включающую в себя религиозные, нравственные, правовые и другие идеи, соответствующие им отношения и организации.
Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.
Наиболее популярными являются три гипотезы происхождения общества, а следовательно, и человека:
- божественная, сторонники которой считают, что «Бог создал человека» и дал ему весь материальный мир и нравственный закон; » космическая, по которой «инопланетяне создали людей» и манипулируют человечеством в своих лабораторных целях;
- естественная, согласно которой «труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей. Этой позиции придерживается сегодня большинство ученых.
В решении проблемы развития общества можно выделить натуралистический, материалистический, идеалистический и плюралистический подходы.
Натуралистический подход состоит в том, что развитие общества целиком и полностью определяется природными факторами (климатом, плодородием почв, богатством ресурсов и т.д.). Его сторонники - Ш. Монтескье, Л. Мечников и др.
Идеалистический подход основан на признании первичности идей (религиозных, нравственных, правовых и др.) по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Сторонниками этого подхода были, в частности, немецкие философы-классики И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах.
Материалистический подход к пониманию общественного развития был сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они исходили из того, что люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности (есть, пить, одеваться, иметь жилище). Поэтому материально-производственные отношения определяют все другие отношения в обществе.
И, наконец, сторонники плюралистического подхода, который получил сегодня большое распространение, полагают, что в основе развития общества лежит не один (материальный или духовный), а множество факторов. Например, природные условия, технико-технологический базис, этнические особенности, культура, религия и т.д.
Все многообразие обществ, существовавших в прошлом и сейчас, ученые разделили на определенные типы. Несколько типов образуют типологию.
Одной из самых разработанных и известных в социальной философии является типология К. Маркса (формационный подход)
Формационный подход предполагает признание следующих положений:
История общества есть закономерный процесс, который носит всемирно-исторический характер. Решающая роль в жизни общества принадлежит материальному производству и экономическим факторам. Для гармоничного развития общества необходимо соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Переход от одной формации к другой является неизбежным и происходит в результате социальной революции. Сегодня все более утверждается цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
В настоящее время доминирующим становится представление о цивилизации как о локальной социокультурной системе. Цивилизация- - это целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах.
Современная наука об обществе - обществознание - использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель, одним из авторов которой является социолог Д. Белл, выделивший во всемирной истории три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
В вопросе о направленности истории в науке сложилось два варианта его решения: пессимистический и оптимистический.
Согласно первому, общество движется по пути регресса, который означает деградацию, переход от высшего к низшему. Одним из первых эту точку зрения выразил древнегреческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.).
Идея регресса нашла свое отражение во многих религиях, а таюке в трудах таких известных философов, как Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Поппера. Последний писал, что прогресс — это движение к какой-либо цели и он возможен только для отдельного человека, но не для истории.
Оптимистический вариант общественного процесса состоит в признании того, что в истории господствует прогресс — тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному. Впервые эта точка зрения была четко сформулирована французским философом XVIII века Кондорсе, который выделил в истории человечества 10 эпох, изменяющихся под влиянием совершенствования человеческого разума. Идею прогресса разделяли Кант, Гегель, Маркс.
- 3. Древнегреческая философия, ее истоки. Первые философские школы (Милетская, Гераклит Эфесский, Элейская (Парменид), Атомизм Левкиппа-Демокрита, Сократа, Платона).
- 4. Особенности философии в средние века. Номинализм и реализм.
- 5. Гуманизм в философии Возрождения.
- 6. Материализм XVII в.И развитие науки. Проблема метода: эмпиризм и рационализм.
- 7. Немецкая классическая философия: и.Кант – учение о познании, явлении и «вещи в себе»; Гегель – его философская система и диалектика.
- 8. Философия марксизма. Концепция социального развития – формационный подход.
- 9. Русская философия – западничество и славянофильство.
- 10. Русский космизм (н.Федоров, в. Вернадский, к.Циолковский).
- 12. Материя как философская категория. Развитие представлений о материи в истории философии.
- 13. Атрибуты материи: движение, пространство, время.
- 14. Возникновение сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания.
- 15. Сущность человеческого сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
- 16. Проблемы познаваемости мира. Субъект и объект познания.
- 17. Чувствительное и рациональное в познании, их единство и основные формы.
- 18. Проблемы истины и ее критериев.
- 19. Научное познание: метод и методология.
- 20. Философия человека. Проблема антропосоциогенеза. Учение о личности.
- 22. Права и обязанности личности. Историческая необходимость и свобода личности. Свобода и ответственность.
- 23. Проблема смерти и бессмертия. Самооценка человеческой жизни.
- 24. Философские подходы в решении проблемы возникновения и функционирования общества.
- 26. Формационный и цивилизационный подходы к решению перодизации общественно-исторического развития.
- 27. Источники и движущие силы исторического процесса.
- 28. Культура и цивилизация (н.Я. Данилевский, о.Шпенгер, а.Тойнби).
- 32. Диалектика как учение о развитии. Диалектика Древней Греции.
- 38. Человек в системе социальных связей.
- 39. Общественное сознание и его структура.
- 41. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
- 42. Религиозные ценности и свобода совести