Владимир Сергеевич Соловьёв
Соловьёв становится сторонником своеобразной идеи глобального синтеза науки, фи лософии и религии, отчасти под влиянием Гегеля. Эти три части жизни человека пошли своими путями, придя к полному противоречию, что привело к упадку Европы. Тем не менее, он выступает с критикой позитивизма, отказа от понятий истины, бытия и реальности.
Вместе с тем, Соловьёв старается в своих лекциях показать болезнь идеей социальной справедливости. Запад отошёл от религии, но использует эту религиозную идею. Корень социальной несправедливости, по Соловьёву, лежит в эгоизме людей. Избавиться от неспра ведливости разграничением эгоизмов невозможно. Соловьёв видит полезность Запада в том, что он прошёл этот негативный опыт. Чтобы сделать его положительным, необходимо вернуть религиозность в жизнь общества.
Соловьёв обращается к идее создания совершенного государства на религиозной основе, но, как и Чаадаев, считает католицизм наилучшей для этого основой. Он мечтает соединить Рим и Петербург, Россию и католицизм.
Онтология и гносеология. Философия всеединства, «всё есть одно». Вся реальность пред ставляет собой вместе что-то одно, и правильный взгляд на мир должен иметь это ввиду. Он старается совместить эту концепцию с христианством, которое утверждает, что Бог отли чен от мира. Мир хорошо описывается философией материализма, познание — позитивизма, но только единая философия даст полное описание единого мира, иначе возникает проти воречие между рационализмом и эмпиризмом. Эмпиризм изначально признавал субъект, ощущение и реальность, но потом усомнился вначале в реальности, а потом и в субъекте. Что же тогда такое ощущение без субъекта и объекта? Эта проблема возникла из-за од нонаправленности эмпиризма. Однонаправленность в рационализме аналогично привела к скептическому понятию «вещей в себе».
Соловьёв говорит, что для объединения нужен третий способ познания, отличный от эмпирического и рационалистического: мистический, восходящий к гностицизму, Спинозе и западному мистицизму. К сожалению, в этот синтез ему и его последователям не удавалось включить христианство, так как позиция мистиков близка к пантеизму. Другой проблемой стало включение прогресса. Прогресс, по мнению Соловьёва, есть увеличение присутствия Бога в мире.
Этика. Соловьёв в книге «Оправдание добра» изображает добро абсолютное (Бог), добро человека и движение человека к Богу. Соловьёв считал задатками добра три чувства: стыд, сострадание, благоговение к высшему; показывает историю их развития в своей книге.
В последнем периоде наступает разочарование в философии, и он обращается к теме искусства. Произведение «Три разговора» знаменует переход к эскхатологии, Соловьёв выступает с критикой своих прошлых теорий. Мысль о собственной гениальности оказалась
- Досократики
- Милетская школа
- Пифагорейская школа
- Эмпедокл
- Демокрит
- Классическая античная философия
- Сократ
- Аристотель
- Христианство
- Гностицизм
- Философия Нового времени
- Фрэнсис Бэкон
- Рене Декарт
- Бенедикт Спиноза
- Английский эмпиризм
- Джон Локк
- Дэвид Юм
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Немецкий идеализм
- Иммануил Кант
- Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
- Неклассическая философия XIX века
- Первый позитивизм
- Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
- Неокантианство
- Марбургская школа
- Баденская школа
- Экзистенциализм
- Николай Александрович Бердяев
- Альбер Камю
- Логический позитивизм (неопозитивизм)
- Пьер Морис Мари Дюгем
- Аналитическая философия
- Бертран Артур Уильям Рассел
- Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн
- Постпозитивизм
- Карл Раймунд Поппер
- Постмодернизм
- Актуальные проблемы философии
- Западничество
- Пётр Яковлевич Чаадаев
- Славянофильство
- Иван Васильевич Киреевский
- Константин Сергеевич Аксаков
- Религиозная философия XIX века
- Фёдор Михайлович Достоевский
- Владимир Сергеевич Соловьёв
- Философия XX века
- Николай Александрович Бердяев
- Семён Людвигович Франк
- Экзаменационные программы
- Четвёртый курс