4. Полифункциональность человеческого общества
Рассматривая общество как специфический целостный организм, обладающий определенной структурой, мы неизбежно приходим к необходимости выделения его функций. «Именно применительно к обществам, – утверждал Э. Дюркгейм, – справедливо главным образом утверждение, что структура предполагает функцию и вытекает из нее …Структура – это утвердившаяся функция, это действие, которое выкристаллизовалось и стало привычкой»1. Функционирование человеческого общества представляет собой материально-производственную и духовную деятельность в их единстве. Подчеркивая целостность процесса деятельности общества как субъекта, важно одновременно учитывать ступени и уровни этого функционирования. Само функционирование общества и его частей обусловлено наличием их определенных интересов и потребностей.
Существует определенное различие между функционированием общества и функциями общества. Под функционированием общества понимается процесс осуществления его деятельности, движение органического целого и его компонентов. В самом первом приближении функции общества – это прежде всего целесообразная деятельность общества и определенное ее проявление. Функция общества может быть определена как однонаправленное и активное отношение общества ко всем внешним ему природным системам, а также к самому себе. На этой основе общественную функцию можно рассматривать как форму, способ проявления активности, жизнедеятельности и деятельности общественной системы и ее компонентов. При выяснении содержания понятия «функции общества» важно учитывать такие моменты, как связь функции со структурой, потребностями, интересами и деятельностью общества, а также задачами, которые стоят перед ним.
В западной литературе довольно полную функциональную характеристику общества дал Т. Парсонс. По его мнению, общество представляет собой целостное, иерархически построенное образование, в котором его подсистемы обеспечивают выполнение той ли иной функции. Так, функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема; функцию целеполагания – политическая; интегративная функция обеспечивается обычаями и стереотипами, выработанными в рамках данной культуры, а также правовыми институтами; воспроизводство структуры обеспечивается моральными нормами и системой верований, сюда же включаются и факторы социализации, т.е. институты семьи и образования; ряд структур призваны снимать социальную напряженность.
Действительно, существует специализация составных частей глобальной общественной системы в реализации конкретных функций. Однако она не является абсолютной, поскольку не только само общество, но и его подсистемы осуществляют часто совмещенные функции. Здесь отсутствует строгая локализация и можно говорить о внутренней солидарности: выполняя свою функцию, подсистема берет на себя часть других функций. По мере развития общества происходит усиление и сочетание специализации и многофункциональности.
Функциональный аспект системного исследования человеческого общества имеет два вектора. Подобно двуликому Янусу, он смотрит и в недра общественной системы, стремясь раскрыть механизм его внутреннего функционирования, т.е. взаимодействие ее элементов друг с другом и с общественным целым, и вглядывается в природную среду, окружающую эту систему, взаимодействие с которой составляет внешнее функционирование общественной системы. Функционально человеческое общество может быть представлено двоякого рода отношениями: внутренними и внешними. Внутренние отношения – это способ бытия общества, выражающийся в непрерывно идущей перестройке его собственных характеристик. Внешние отношения – способ бытия общества, выражающийся механизмом его связи со средой.
Обеспечение жизнедеятельности общественного организма неразрывно связано с выполнением им внутренних функций. Они призваны перерабатывать входящие извне необходимые для социальной жизни природные компоненты, формировать общественные компоненты и включать их в функционирование общественной системы.
Главной задачей общества является быть основой целенаправленной деятельности людей, их жизнедеятельности. Это является общей универсальной функцией общества, которую можно назвать человекотворческой функцией. Благодаря развитию этой функции общества происходит социализация индивида и выделение человека из природного мира. Второй важнейшей функцией, с которой начинается общественное бытие человека, является та, которая осуществляется в труде, в производстве потребностей и их удовлетворения. Функционирование труда в качестве способа удовлетворения потребностей человека превращает природу в «неорганическое тело» человека. Этот процесс охвата природы разумной деятельностью человека, процесс создания свободы человека по отношению к силам природы, может быть охарактеризован как «свободнотворческая функция труда».
В самом производственном функционировании общества осуществляется интеграция природных и социальных компонентов в единую систему. Производственная функция в ходе развития общества переходит от одних его органов к другим, Одни органы утрачивают, другие приобретают новые функции или видоизменяют старые, т.е. происходит своеобразное перераспределение функций общества.
Специфическую роль играет в обществе его духовная сфера, основной функцией которой является духовное обслуживание материальной и духовно-практической жизни. Духовная деятельность общественного субъекта выполняет важные функции духовного обеспечения его преобразовательной деятельности. В разные эпохи интегрирующую функцию на уровне общества в целом выполняли различные формы общественного сознания – мифология, религия, политика. Их особенности накладывали своеобразный отпечаток на функционирование общества в целом. Познавательная функция общества тесно связано с производственным трудом общественных индивидов, приобретая в различные эпохи разные функции.
Человеческое общество как полифункциональное образование выражает свою деятельность в целостной системе функций. Подобно тому, как изучение спектра того или иного излучения, например, спектра света, дает четкие представления о его природе и свойствах, изучение функций общества призвано воссоздать истинный образ общества в его конкретном единстве и многообразии.
Человеческое общество как глобальная социально-природная система существует, функционирует и развивается в определенной, внешней по отношению к ней природной среде. Здесь оно находит свое материальное основание, черпает вещество, энергию и информацию для своего совершенствования и развития. Общество и его подсистемы обладают определенными внешними функциями, среди которых наиболее общими являются: адаптационная, преобразовательная и адаптационно-преобразовательная.
Важной функцией общественного организма является использование природных материалов для построения своего тела. «Общество, – писал Г. Спенсер, – живет поглощением веществ из почвы; минеральных веществ, идущих на постройки, отопление и пр.; растительных веществ, разводимых на занимаемой им поверхности для пищи и для одежды, и животных веществ, из предыдущих им под управлением человека, или без его помощи… В развитии общественного организма мы видим то же самое»1. В ходе реализации этой функции происходит создание вещественного богатства общества. Поддерживая свое существование, человеческое общество увеличивается и изменяется по форме и содержанию, для чего необходимы соответствующие компоненты (вещество, энергия и информация) и способность избежать преждевременной гибели. Способы получения этих компонентов и средства защиты определятся теми силами, которыми располагает общество.
Таким образом, наиболее общей задачей обще6ства является сохранение себя как части материального мира, сбережение и поддержание жизни людей. Общество прошло долгий путь исторического развития, приобретая все новые и новые функции и изменяя свой облик. Если на традиционной стадии развития общества на передний план выходила адаптационная функция, то на индустриальной – преобразовательная. Ориентация общества на покорение природы, свойственная его индустриальной форме, привела к неоправданной абсолютизации преобразовательной функции.
В современных экологических исследованиях все большее значение приобретает проблема конкретно-исторического рассмотрения соотношения преобразовательной и адаптационной деятельности человеческого общества и поиска адекватных путей и способов его «вписания» в биосферу Земли и космическое окружение. Существенным моментом в новом понимании общества и его функций является признание его в качестве адаптивной системы. Так, Э.С. Маркарян предложил отнести человеческое общество к классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем. При этом деятельность общества рассматривается в качестве освоения природы, где важную роль начинает играть адаптивная функция. На этой основе начинает разрабатываться теория коэволюции общества и окружающей природы.
В современную эпоху функционирование человеческого общества и составляющих его подсистем связано с решением глобальных проблем. Причем глобальные функции общества можно подразделить на земные и космические. Их всестороннее изучение становится насущной задачей сегодняшнего дня.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества