8.Блаженный Августин и Фома Аквинский. Учение о гармонии веры и разума.
Августин Аврелий (Блаженный) – 340-430 – является одним из самых крупных церковных авторитетов до 13 века, хотя сам являлся прозелитом (–«вновь обращенный»). - принял христианство во взрослом возрасте. Он ставил под сомнение важность античной культуры, считая ее ненужной, поскольку в качестве главной ценности он видел веру. Августин Блаженный разделил всё человечество на избранных к познанию и неизбранных к познанию. Основная масса людей – неизбранные к познанию, которые должны идти за своими пастырями, учителями, т.е. за епископами, доверяя им абсолютно. Епископы не обладали харизмой, а «получали» её через специальный обряд. Таким образом, основная идея Августина заключается в божественном провидении. По этому же принципу он делит реальность на 2 «мира»: град божественный (люди, живущие по духу, ограничивающие себя сами) и град земной (люди, желающие жить по плоти, тяготеющие к наслаждению, удовольствию). Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви. Противоречие между «градом земным» и «градом небесным» лежит в основе религиозно осмысленной Августином человеческой истории. В качестве града земного он рассматривает государство как сосредоточие зла. Но несмотря на это отмечает, что без него не обойтись, так как оно призвано следить за порядком. Августин Аврелий рассуждал на тему отношения между государством и церковью, потому что нельзя отрицать, что между ними существует взаимосвязь. Блаженный полагал, что церковь должна признавать специфические цели государства и не должна противоречить законам государства. А государство в свою очередь должно признавать авторитет церкви в духовной сфере и подчиняться этому духовному авторитету.
Спасение человека в принадлежности его к христианской церкви, которая является представителем «града Божьего на земле».
Важность самосознания для личности
Фома Аквинский (1225(24)-1274) – один из самых значительных мыслителей Средневековья. Он систематизировал христианскую идеологию, интерпретировал Аристотеля, оставил множество сочинений: «Сумма против язычников», «Сумма теологии», «книга о правлении государей» (в которой отражает свою солидарность с Аристотелем).
Ф.Аквинский, как и Аристотель, считал человека социальным существом. Необходимость социальной жизни по Фоме Аквинскому определяется природой человека, созданного Богом. Основными, естественными формами человеческих сообществ Фома считал семью и государство. Семья необходима для поддержания жизни, государство - для достижения общего совершенства, блага.
Фома Аквинский говорил о мировой иерархии, на которой основывается социальный порядок. Так, высшей ступенью иерархии является Бог.
Учение о гармонии веры и разума.
Согласно Августину, Бог существует в 2-х временах: в мире вечности и в человеческом времени. Также Бог видит всю нашу жизнь: и прошлое, и настоящее, и будущее – одновременно. Еще одной важной чертой учения Августина есть его идеи волюнтаризма – приоритета воли над разумом. Так, Бог волюнтаристичен, он либо любит тебя и все прощает, либо нет. Кроме того, Августин считал, что вся наша жизнь заранее предопределена Богом. Августин выступал как оппозиция скептикам и считал, что истинное знание находится внутри человека.
- Философия
- 1.Философия. Ее предмет и функции
- 2.Основные идеи восточной философии
- 3. Объективный идеализм Платона. Теория идей. «Миф о пещере»
- 4.Сократ и революция в философии.
- 5. Античный атомизм и диалектика: Демокрит и Гераклит
- 6. Философское учение Аристотеля
- 7. Проблема мира и человека в Средневековой культуре и философии
- 8.Блаженный Августин и Фома Аквинский. Учение о гармонии веры и разума.
- 9. Проблема человека в искусстве и философии возрождения
- 10. Пантеизм и магия
- 11. Эмпиризм ф.Бэкона и рационализм р.Декарта. «Учение об идолах» Бэкона
- 12. Основные идеи Просвещения XVIII века
- 13. Нравственная философия и.Канта
- 14. Диалектика Гегеля
- 15. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- 16.Философия жизни ф. Ницше
- 17. Россия в диалоге культур. Западничество и славянофильство в русской философии
- 18.Русский космизм. Практически-нравственная ориентация русской философии.
- 19. Основные черты философии экзистенциализма.
- 20. Проблема человека и смысла жизни в европейской философии хх века
- 21. Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- 22. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
- 23. Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание.
- 24. Сознательное и бессознательное
- 25. Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.
- 26. Специфика и основные формы чувственного познания
- 27.Специфика и формы рационального познания
- 28. Научное познание, его специфические особенности. Научное и вненаучное познание (художественное, религиозное, обыденное)
- 29. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
- 30. Понятие диалектики, её основные принципы. Диалектика как учения о всеобщей связи и развитии.
- 31. Личность и общество. Свобода и ответственность. Условия и механизмы формирования личности
- 32. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия
- 33. Общество и глобальные проблемы XX столетия
- 34. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре
- 35. Проблема гармонии человека и социокультурной среды его обитания. Проблема человека как центральная в философии