logo
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.

Началось в Англии в конце 17 в. и продолжалось в 1-й половине 19 в. (в России). В это время научное знание из узких кругов ученых распространяется на всех. Характерна вера в социальную значимость знания. В Англии просветители: Локк, Смит, Юнг. Во Франции: Вольтер, Руссо. В Германии: Кант. В России: Радищев, Новиков. В США: Б. Франклин. Кант писал: "Просвещение - историческая эпоха, в которой используется человеческий разум для реализации социального прогресса".

В философских учениях можно насмотреть несколько учений: 1. умеренно-реформаторское: Вольтер - постепенный переход от феодализма к буржуазму. 2. реформаторское: Резкая критика феодализма с его привилегиями и требования всеобщего уравнивания. Однако они сторонники просвещенного абсолютизма. 3. революционно-демократическое: Руссо: Всеобщий народный суверенитет.

В эпоху Просвещения философские работы издаются в виде романов. Т.е. философия становится более народной. Философским языком становится вместо латыни - французский. В 18 в. философия была уверена, что сможет изменить знания людей. Философия стала свободно-мыслящей. Просветителей называли безбожниками. Большинство из них были материалистами или даже атеистами. 18 в. обогатил философию новыми идеями и эти новые идеи были сильно распространены. Идеал 17 в. - знание точное. Идеал 18 в. - знание доступное.

В США этим идеям была открыта дорога, там они нашли благодатную почву (Декларация Независимости).

Резюме: во-первых, в 18 в. значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в 17 в. философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в 16-17 в.в. на смену средневековой схоластике. Вслед за И.Ньютоном в науке, а за Локком - в философии началась резкая критика картезианства как метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.