4. Гуманисты
Названы так потому, что в центр их философии положено исследование человека.
Сократ. Произвел поворот античной мысли от прежней натурфилософии к
человеку и к моральной философии. Сократ не искал натурфилософских истин,
потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса – откуда
взялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия
исследует только следствия, но не сами причины, что ошибочно как метод.
Говорил: “Я знаю только то, что я ничего не знаю”. Добавлял: “Некоторые не
знают и малую долю того, что знаю я”. На вид был невзрачен. Был простолюдин,
сын каменотеса. Ничего не писал. Все его идеи известны из работ его учеников –
Платон и Диоген (из Синопа). Сократ считал, что сущность человека –
его душа. Она формируется всей жизнью, большое значение здесь имеют образование
и воспитание. Сократ считал, что не следует сразу говорить ученикам выводы.
Идея должна зародиться в сознании ученика, сформироваться и им же быть
высказана. Это майевтика. Сократ – автор метода иронии (метод
вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям,
что мешает думать обязательно предопределенным образом) или ученого
незнания. Также автор рационалистической этики античности. Считал,
что причина зла – незнание, и если люди знают, что это зло, то они так
поступать не будут. Общество долго не сможет обойтись без насилия, но насилие
должно быть в рамках закона. Смерть Сократа (суд за «развращение молодежи» и
«непочитание богов»), помимо известных вещей показала, что у людей, играющих
грязными методами, чисто выиграть нельзя. Учение Сократа – поворот от
материалистической натурфилософии к идеализму. Агностицист, знать
можно только самого себя: “Познай самого себя”. Задача знания – не
теоретического, а практического – искусство жить.
Софисты. (София – мудрость). V в. до н.э. Это мудрецы в
философии. древнегреческие платные преподаватели красноречия. Протагор
– желая заработать деньги, повторил мысль Сократа о том, что душа человека
формируется, воспитывается. Его поддержали купцы. Он был одним из первых
платных учителей философии. “Человек есть мера всех вещей, и в том, что они
есть, и в том, что их нет”. Вещи – это не природные, а созданные людьми. "Все
есть таким, каким оно кажется нам." Протагор хотел научить своих учеников
выигрывать полемику (политически, юридически). Разработал целую систему
эзотерических (только для своих) методов приемов ведения полемики:
- самая изощренная ложь – полуправда
- вещь, доведенная до крайности, становится своей противоположностью
- правильный ответ есть только у правильно поставленного вопроса
- очернить человека проще, чем ему оправдаться
- ответ вопросом на вопрос
Протагор заметил то, что сейчас называется экзистенциальным (э-м:
признается индивидуальная духовная жизнь и стремление доказать бессмысленность
жизни, бесплодность общественной деятельности), или субъективным, аспектом
истины. Обычно, обсуждая проблему истины, выделяют грани:
- объективность
- конкретность
- абсолютность
- относительность
Сейчас выделяют еще субъективность истины.
Протагор создал 1-е поколение софистов: Гиппий, Антифон и др.
Это были уважаемые люди, юристы. 2-е поколение – спорщики: Горгий
и другие граждане. (Горгий - софист, агностицист. Известен в изложении Платона и
др.). Спорщики вызывали нелюбовь народа, поскольку их выступления были
издевками. 3-е поколение – политики. Они считали, что политика и этика
несовместимы. И политики должны упражняться в нарушении норм этики.
5-6. Академия Платона и Аристотеля.
Платон – ученик Сократа. Основатель объективного идеализма. Все работы Платона
написаны в форме диалогов или мифов, образов. Испытывал учения Сократа,
пифагорейцев, Гераклита, Парменида, боролся против материалистического учения.
Основная идея: Бог создал самые прекрасные идеи. Он расположил их в
определенном согласии друг с другом. Получилась самая прекрасная в мире долина
идей – эйдосов – Гиперурания. Далее уже другой персонаж –
Демиург (творец) – стал творить мир по этим идеям. Из рассуждений Платона
следует, что любому объекту в мире соответствует своя идея, и она представляет
собой сущность этой вещи. Платон считал, что душа человека бессмертна.
Нахождение в теле человека - мука для души. Душа, освободившись от тела,
поднимается в Гиперуранию и созерцает при этом сущность мира. По Платону, душа
каждого человека владеет сущностью мира. Объективный идеалист. Платон считал,
что сущность мира познаваема. Он – противник агностицизма. /* В настоящий
момент антропология рассматривает не столько человека, сколько весь его
духовный горизонт. Считается, что духовный горизонт человека имеет свою
структуру. Ее элементами являются феномены. Феноменология
Гуссерля. */
Долина эйдосов Платона выглядит как духовный горизонт Бога, а каждая душа,
видевшая его духовный горизонт, является его аналогом. Духовный горизонт
человека аналогичен духовному горизонту Бога. Душа человека, после вселения в
нового человека все забывает. Человек начинает вспоминать то, что видела
душа, когда начинает учиться.
В человеческом сознании два уровня: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это первая его навигация (хождение под парусом).
Рациональное – вторая навигация (на веслах) – более тяжелая.
Миф о пещере. Люди видят и слышат только то, что они готовы услышать. В
дальнейшем эти вопросы были подняты копенгагенской школой как методологические
проблемы физики:
- проблема физической реальности
- проблема наблюдаемости параметров
Платон первым дал определение материи – это строительные леса, из
которых Демиург создал мир. В Гиперурании идеи Бога располагаются не как
попало, а в определенном порядке. Связи самые разные – от прямых до
коррелятивных. Связи между идеями – аналог всеобщей универсальной связи.
По-видимому, это и аналог той цели, к которой должна стремиться наука в
отражении этой связи.
Платон – настоящее имя Аристокл. Богатый землевладелец. Три вида любви:
- как физиологическое влечение “с первого взгляда”
- при сохранении первого – влюбленная очарованность душой
- при сохранении двух первых – жажда красоты и добра (эрос).
Эти идеи были развиты религиозными русскими космистами Федоровым и
Флоренским: Любовь – космическое творение. Из учения этих граждан следует,
что люди влюбляются в собственные идеалы в другом человеке.
Платон: “женщина должна быть красивой, умной и доброй”.
Платон – автор многих работ по этике и устройству государства. Считал самым
высшим уровнем правления аристократию, самым низшим – демократию
. Карл Поппер “Открытое общество и его враги” - критикует работу Платона
“Государство” как основание тоталитаризма.
Аристотель. – сын придворного врача Македонии (Филиппа). Учитель
Александра Македонского. Родился во Фракии, обучался в Афинах, в академии
Платона. Философия Платона – образная, Аристотеля – понятийная.
Аристотель – великий древнегреческий философ и ученый, создатель науки логики,
основатель физики, психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных
наук. Самый универсальный ум античности. В своём учении о материи и форме
Аристотель пытается ответить на вопрос «почему существуют вещи?».
Создатель и систематизатор целой системы категорий философии и вообще
науки. Система эта держалась до Гегеля. Энгельс назвал по этому поводу
Гегеля Аристотелем нового времени. По Аристотелю:
Форма человека – его душа. По способу, в котором существует данный человек,
можно судить о его душе. Материя мертва, но ей придает жизнь форма.
Философские учения Аристотеля:
- Физика - наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому
различию между силой и энергией.
- «Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение
о 4 основных принципах бытия.
Причины бытия: 1) формальная («то, что». Сущность, стимул, цель, а также
причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает
формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель)), 2)
материальная (потому что материя составляет из себя всё, из чего состоит мир,
не было бы материи, не было бы и мира), 3) движущая (мир находится в
постоянном движении и должно существовать нечто, что производит это движение,
например, Бог), 4) конечная (то, ради чего всё в мире осуществляется, ибо
бесцельное не может быть осмысленным и гармоничным).
Бытие: 1) неживого, 2) живого, 3) человека, 4) общества. 5) .. ?, 6)
Бога, как единства всего бытия. Такое деление бытия – основания классификации
движения по Энгельсу. Аристотель: вероятность – мера действительности в
возможном, мера необходимости в случайном. Аристотель начал обсуждать
качество, количество, меру. Мера – единство количества и
качества. Нарушение меры обращает вещь в собственную противоположность
(софисты).
Аристотель критиковал теорию эйдосов (э. - это тот предмет, на который на
самом деле направлена постигающая способность человека), однако сам колебался
между материализмом и идеализмом.
- 1. Философия, ее специфика, предмет, структура и функции. Взаимосвязь ф. И
- 1.1. Место и роль философии в системы духовной культуры.
- 1.2 Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки.
- 1.3. Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика
- 1.4. Философия и наука.
- 1.5. Функции философии.
- 2. Античная философия, ее характерные черты. Основные этапы развития и их
- 3. Философы «физиса» в аф.
- 4. Гуманисты
- 7. Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм)
- 8. Средневековая философия. Аврелий Августин