9. Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения.
Возрождение – точка выбора в историческом процессе, ищутся новые пути интеллектуального и цивилизационного развития. Мыслители с одной стороны возвращаются к классическому античному наследию в более полном объеме, чем в средневековье, с другой стороны – открывают новый мир человека и природу.
Поддерживается изменениями в обществе: развитием промышленности, военного дела, связями с другими континентами.
1. Философия В. антропоцентрична. Основной объект – человек, его место в мироздании. Объект – индивид в его эстетическом, анатомическом, чувственном, математическом выражении (это выражается в науке и искусстве).
Человек эпохи В. должен преодолевать теоцентрическую культуру. Но ф. не была атеистической. Ее задача – сузить сферу действия религии и найти место новым ценностям, утвердить роль человека.
2. Гуманизм. История трактуется с антропологической ориентацией. История разделена гуманистами на 3 периода: древний (античность, самоценность мудрости, различение истины и мнения), средневековый (внимание к моральным ценностям через соотношение с абсолютом-богом) и новый (В.). Каждый из них вносит вклад в становление человека.
В В. человек – самостоятельная и высшая ценность. Человек сам утверждает себя в жизни, сфере реальной практики (в ср. – в теоретической области).
Формируется светская мысль, не связанная напрямую с религиозной проблематикой. Происходит расширение интеллектуального мира личности, его интересов, возвышение человека, который начинает проявлять интерес не только к Богу, но и к себе и к природе.
3. Культ творческой деятельности. Концепция творчества как создание нового, социально-значимого для общества.
Идеи гуманизма находят отражение в живописи и поэзии (Вазари, да Винчи – через постижение человека пытался постичь бытие, Данте, Петрарка воспевают человека).
- 1.Философия как мировоззрение и наука. Предмет философии как науки.
- 2. Онтологиечские проблемы философии. Бытие, материя, движение, пространство и время как предельные философские категории.
- 3.Гносеологические проблемы философии. Проблема истинного познания, практика как критерий истинности.
- 4.Аксиологические(ценностные) проблемы философии. Проблема ценности, ее субъективно-объективный характер.
- 5.Антропологические проблемы философии. Человек как предмет философии.
- 6.Философия Древнего Востока. Основные проблемы древнеиндийской и древнекитайской философии.
- 7. Основные вопросы античной философии. Диалектика древнегреческих мыслителей. Философия Платона и Аристотеля.
- 8. Философия Средних веков. Единство и различие веры и знания.
- 9. Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения.
- 4. Понимание значимости не только духовной жизни чел-ка, но и телесно-чувственной.
- 10) Философия Нового времени.Рационалистический метод познания Рене Декарта («Рассуждение о методе»).
- 11) Философия и.Канта. Трактовка прекрасного в работе и.Канта «Критика способности суждения».
- 12) Философская система и диалектика г. Гегеля.
- 13) Основные проблемы экзистенциализма.
- 14) Особенности русской философии. Философия всеединства в.Соловьева.
- 15. Актуальные философские проблемы дизайна.