§ 2. Процесс обогащения знания
Переходя теперь к попытке обобщения описанного процесса обогащения понятий, введем некоторые предварительные определения.
-
Ментальная онтология.
Во-первых, мы видим, что процесс мышления и обогащения понятий протекает в некотором «пространстве мысли», включающем в себя:
-
объекты: основные (многогранник), объекты-целые (системы многогранников), объекты-части (многоугольник, ребро, вершина),
-
преобразования объектов, например, вырезание грани, растяжение.
-
Предикаты объектов, преобразований, например, «быть многосвязным», «быть эйлеровым».
-
Гипотезы: основная (основная догадка), вспомогательные (формулировки лемм).
-
Доказательство, леммы.
-
Определения объектов, преобразований, предикатов.
-
Контрпримеры для гипотез: глобальные или локальные.
Все подобного рода концепты пока могут быть вполне выражены в рамках той или иной формальной теории Т в обычном ее понимании (например, как теории первого порядка).
2. Процесс обогащения знания на основе контрпримеров.
Далее, наблюдая выше, каким образом происходит обогащение того или иного понятия в результате атаки контрпримерами, можно отметить во всех подобных случаях некоторый типичный механизм, который можно называть процессом обогащения знания на основе контрпримеров. Этапы этого процесса следующие:
-
Есть некоторое суждение p и контрпример k для него, т.е. k – это такая сущность, что для k неверно р. Суждение р может быть основной догадкой (тогда k – глобальный контрпример) или формулировкой какой-либо леммы (тогда k – локальный контрпример).
-
Осуществляется анализ основания неложности суждения р для контрпримера k, т.е. выявляется то основание, благодаря которому р перестает быть ложным для k. Введем вначале процедуру выделения основания ложности р для k, обозначив ее через «BasL(p,k)». Предполагается, что результатом этой процедуры является некоторое понятие n, которое может быть представлено и как предикат Р «быть n». Например, пытаясь выяснить, почему увенчанный куб является контрпримером для одной из лемм, участники дискуссии понимают, что увенчанный куб содержит многосвязную грань. Понятие «многосвязная грань» – это и есть основание ложности для леммы в данном случае как результат процедуры BasL(p,k). Затем от основания ложности, BasL(p,k), переходят к некоторому его условному отрицанию, т.е. отрицанию в рамках некоторого универсума U (отрицание понятия n понимается как такое понятие n, которое может быть выражено предикатом P - отрицанием предиката Р «быть n». Далее, говоря о понятиях n, мы будем понимать их как предикаты Р. В том числе универсум U – это также некоторый предикат). В нашем примере таким универсумом будет пространство «односвязность - многосвязность», в связи с чем условным отрицанием многосвязности окажется понятие односвязности. Если условное отрицание в рамках универсума U обозначить через U, где UР (Р) U, и - конъюнкция, то окончательно процедуру анализа основания неложности суждения р для контрпримера k, (BasТ(p,k)), можно записать в виде: BasТ(p,k) UВasL(p,k) С. Результатом анализа основания неложности контрпримера k для суждения р будет основание неложности С суждения р для контрпримера k, т.е. некоторое ограничивающее понятие (предикат) (в нашем примере С – «быть односвязным»), добавление которого к некоторому понятию в суждении р приведет к такому ограничению этого понятия, что р уже перестанет относиться к контрпримеру k. В нашем примере таким понятием в критикуемой лемме будет понятие «грань». Обозначим понятие, критикуемое контрпримером k в суждении р, через N (N также понимается как некоторый предикат). Тогда суждение р, содержащее понятие N, можно обозначить как p[N].
В итоге для устранителей монстров понятие N ограничивается основанием неложности С – так обогащение понятия выражается в данном случае в его ограничении. Посмотрим теперь более пристально на отношение понятий N и С. Для нашего примера N – это «быть гранью», С – «быть односвязной гранью». Основание неложности С и общее основание ложности UС («быть многосвязной гранью» в нашем примере) образуют вместе универсум U С UС, где - дизъюнкция. Понятие N может приобретать дальнейшую дифференцировку в рамках универсума U, принимая либо свойство С, либо свойство UС. Таким образом, появление контрпримера k заставляет открывать некоторый универсум U возможной дальнейшей дифференциации критикуемого понятия N. В этом универсуме понятие N может принять на себя различные составляющие: устранители монстров полагают, что понятие N изначально несет в себе основание неложности С, в то время как опровергатели, наоборот, предполагая возможность применимости понятия N к контрпримеру k, для которого верно основание ложности UС, тем самым допускают, что понятие N изначально расширено в своем определении до обоих альтернативных определений универсума U C UС. Эти ситуации можно выразить специальной символикой. Обозначим понятие N, рассматриваемое в связи с тем или иным своим определением из универсума U, в виде пары (N, Х), где Х – это та или иная составляющая универсума U. Например, для устранителей монстров понятие N дано как пара (N, С), для опровергателей – как пара (N, U). Т.к. С – часть универсума U, то с точки зрения устранителей монстров опровергатели «растягивают» (от С до U) понятия; с точки зрения опровергателей, наоборот, устранители монстров «сжимают» (от U до С) понятия. Для опровергателей в явном виде обогащение знания выразится в переходе от N к (N, U) – это будет обогащение как расширение понятия (сравнительно с позицией устранителей монстров, которые переходят от N к (N, С)).
Рассмотрим с этой точки зрения некоторые методы анализа, описанные выше.
-
Метод сдачи (Met1). В этом случае мы имеем дело с глобальным контрпримером k, т.е. контрпримером для основной догадки H в некоторой теории Т. В процедурах BasL(H,k) UС и BasТ(H,k) С могут быть выяснены основания ложности (UС) и неложности (С) основной догадки для контрпримера (хотя сами «опровергатели» в этом не заинтересованы). Опровергаемое контрпримером k понятие N, входящее в основную догадку, трактуется как пара (N,U), где U UС С, что делает опровержимой контрпримером и основную догадку. Основную догадку H, содержащую понятие N как пару (N,U), обозначим через H[(N,U)] = H[N]U. Если быть точным, то мы должны говорить все-таки о новой теории ТU и в этом случае, отличной от первоначальной теории Т (под теорией ТU будем понимать здесь ту же теорию Т, в которой только вхождение понятия N в основную догадку и связанные с этим вхождения понятия N в теории Т заменены на вхождение NU). Поэтому опровергается контрпримером k именно теория ТU.
-
Метод устранения монстров (Met2). В этом случае мы также имеем дело с глобальным контрпримером k, т.е. контрпримером для основной догадки H в некоторой теории Т. В процедурах BasL(H,k) = UС и BasТ(H,k) = С выясняются основания ложности (UС) и неложности (С) основной догадки для контрпримера. Опровергаемое контрпримером k понятие N, входящее в основную догадку, трактуется устранителями монстров как пара (N,С), что делает неопровержимой контрпримером основную догадку. Кроме того, ограничение понятия N до (N,C) рассматривается в данном методе как ограничение в рамках определения понятия N, т.е. множество объектов, ранее обозначаемых понятием N, теперь считаются охватываемым понятием (N,C). Основную догадку H, содержащую понятие N как пару (N,С), обозначим через H[(N,С)] = H[N]С. Т.о. теория Т ограничивается устранителями до теории ТС, где ТС – это та же теория Т, за исключением того, что вхождения понятия N в основную догадку H и связанные с этим вхождения этого понятия в теории Т меняются на (N,С). В результате такого рода процедуры контрпример k для теории ТU оказывается исключением для теории ТС.
Итак, в любом из описанных методов мы можем видеть, что первоначальная теория Т заменяется некоторой теорией Т*, где Т* имеет вид ТХ для некоторого ограничивающего понятия Х. Сущность k в этом случае является контрпримером только для теории ТU и исключением для теории ТС. Поэтому, если быть точным, то следует заметить, что сущность k вообще не определена как контрпример или исключение для теории Т. То или иное ее определение уже тем самым предполагает рассмотрение не теории Т, но ТХ. В переходе же от Т к ТХ нет логической необходимости, по крайней мере, в обычном смысле формальной логики. Поэтому Лакатос и утверждает, что все контрпримеры являются эвристическими, всегда предполагая внелогическую предпосылку замены теории Т на теорию ТХ. Отсюда же вытекает и постоянная смена языков в процессе познания, т.к. новая теория ТХ – это всегда и новый язык по отношению к языку теории Т.
Теория Т может обогащаться по многим понятиям Рi, неоднократно обогащаясь в рамках одного понятия с образованием все новых понятий. В связи с очередным принятием понятия Pji образуется и соответствующая теория Тj из предшествующей теории Тj-1.
В результате описанных выше неоднократных обогащений теория Т трансформируется в теорию Тj, и возникает множество исключений для этой теории, бывших ранее глобальными контрпримерами для более ранних версий теории Тj. Одновременно теория Тj и включает в себя локальные и неглобальные контрпримеры своих более ранних версий. Таков итог действия метода анализа.
Далее, начиная с некоторого момента, может возникнуть некоторая новая теория Т*, которая на основе метода синтеза включит в себя как примеры теории Тj, так и ее исключения. Затем, теперь уже по отношению к теории Т*, вновь может повториться вся описанная процедура. Метод синтеза дает надежду на преодоление этого диссонанса, стремясь включить в теорию Т* по возможности максимальное число универсумов обогащений понятий.
Итак, в развитии знания теперь можно было бы говорить о следующих основных этапах:
-
Этап анализа, когда преобладает метод анализа и происходит неоднократное обогащение на основе контрпримеров первоначальной теории Т до некоторой теории Тj.
-
Этап синтеза, на котором методом синтеза создается некоторая теория Т*, включающая, как свои примеры, примеры и исключения теории Тj.
Далее логика развития знания может воспроизводить себя уже на более высоком уровне теории Т*.
Развитие знания в этой модели предполагает рассмотрение понятий не как законченных образований, но как цепей, возможно бесконечных, универсумов последующей дифференциации первоначального понятия. Такие цепи тянутся из любого понятия. Теория включает в себя всегда только некоторые отрезки понятийных цепей. Причем, такое включение может быть двояким: теория может включать в себя либо только части универсумов последующей дифференциации (продолжая исключать контрпримеры), либо универсумы в целом (включая в себя и бывшие контрпримеры). Образно теоретическое знание можно представить в виде своего рода ежа, в качестве иголок которого выступают понятийные цепи, а сама теория дана как тот сгусток ментальной плоти, на меру которой удается погрузить внутрь себя, в состав теоретических синтезов, отрезки понятийных цепей. По мере развития знания, по-видимому, растет как число иголок, так и объем теоретического тела, все полнее погружающего в себя эти иглы. Классическая формальная модель научной теории оказывается в этом случае результатом фиксации определенного этапа развития научного знания, выражаемого в обрезании понятийных цепей до некоторых проявленных контрпримерами отрезков этих цепей и представлении научной теории в меру достигнутого ею синтеза на таких понятийных отрезках.
Основная задача, которую ставил перед собой Лакатос, - это, по-видимому, стремление по возможности максимально приблизиться к образу наиболее интегрального метода научного познания, продолжающему быть самим собой, но во все новых образах научной методологии. Интегральный метод реализует себя на множестве эмпирических субъектов, роль которых играли ученики и учитель воображаемого класса. Хотя некоторые из учеников приближались к выражению того или иного чистого метода, например, ученик «Альфа» во многом выступает как «опровергатель», ученик «Дельта» - как «устранитель монстров», и т.д., но рано или поздно каждый из них обнаруживает зависимость приверженности своей методологии от некоторой системы условий, и за границами этих условий они одинаково оказываются склонными к обращению в «устранителей монстров» (еще более изменчивой оказывается здесь реальная история математики, прослеживаемая Лакатосом в подстрочных примечаниях). Просто у кого-то система условий оказывается более просторной, у кого-то – менее. Наиболее инвариантным выступает в этом случае учитель и сам автор.
- Часть 1. Понятие науки
- Глава 1. Феномен науки
- § 1. Удивление как начало научного познания
- § 2. Понятие о структуре
- § 3. Логические теории, описывающие структуры
- § 4. Эмпирическая реализация структуры
- § 5. Понятие о научном логосе
- § 6. Наука как субъект
- § 7. Наука в обществе
- § 8. Наука в истории
- § 9. Система наук
- Глава 2. Основания науки
- § 1. Примеры процедур обоснования
- § 2. Общая структура процедуры обоснования
- § 3. Фундаментализм и антифундаментализм
- § 4. Сетевая модель рациональности
- § 5. Метод последовательных приближений
- Глава 3. Наука и культура
- § 1. Определения культуры
- § 2. Культура как онтология
- § 3. Культура и наука как субъектные онтологии
- § 4. Проблема логоса субъектных онтологий
- Часть 2. Методы и формы научного познания
- § 1.Чувственное и рациональное познание
- Раздел 1. Эмпирические методы научного познания
- § 1. Наблюдение
- § 2. Измерение
- § 3. Эксперимент
- § 4. Теоретическая нагруженность эмпирического познания
- Раздел 2. Теоретические методы научного познания
- Глава 1. Индукция в научном познании
- § 1. Математическая индукция
- § 2. Перечислительная (энумеративная) индукция
- § 3. Элиминативная индукция
- § 4. Индукция как обратная дедукция
- § 5. Аналогия
- § 6. Парадокс лысого
- Глава 2. Дедукция в научном познании
- § 1. Немного об истории дедуктивного познания
- § 2. Искусственные и естественные языки
- § 3. О законах формальной логики
- § 4. Формальные символические языки
- § 5. Синтаксис и семантика
- Глава 3. Аксиоматико-дедуктивный и гипотетико-дедуктивный
- § 1. Аксиоматико-дедуктивный метод научного познания
- § 2. Гипотетико-дедуктивный метод научного познания
- Глава 4. Метод моделирования
- § 1. Модели и пределы
- § 2. Модели и интервал моделируемости
- § 3. О некоторых видах моделей
- Глава 5. Методы научного абстрагирования и идеализации
- § 1. Элиминативная теория абстракции
- § 2. Продуктивная теория абстракции
- Глава 6. Научная теория. Модели научного объяснения
- § 1. Гипотетико-дедуктивная модель научной теории
- § 2. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения
- § 3. Альтернативные модели научного объяснения
- § 4. Альтернативные модели научной теории
- Часть 3. Логико-методологические проблемы
- Глава 1. Методология системного подхода
- § 1. Основные понятия системного подхода
- § 2. Логика целого
- § 3. Виды целых
- § 4. Воплощение целого
- Глава 2. Философия и методология синергетики
- § 1. Феномен синергетики
- § 2. Синергетика и термодинамика
- § 3. Синергетика и теория особенностей
- § 4. Сводка основных понятий синергетики
- § 5. Обобщенный образ синергетической системы
- § 6. Сильная и слабая синергетика
- Глава 3. Методологические принципы
- § 1. Принцип наблюдаемости
- § 2. Принцип дополнительности
- § 3. Принцип соответствия
- § 4. Принцип симметрии
- Глава 4. Принцип детерминизма
- § 1. Дефинитивный детерминизм
- § 2. Жесткий (лапласовский) детерминизм
- § 3. Вероятностный детерминизм
- § 4. Проблема синтеза видов детерминизма
- Часть 4. Модели научного знания
- Глава 1. Логический позитивизм
- § 1. Этап догматического верификационизма
- § 2. Этап вероятностного верификационизма
- Глава 2. Модель науки Карла Поппера
- § 1. Фальсифицируемость как критерий демаркации
- § 2. Конвенционализм в философии Поппера
- § 3. Эволюция научного знания
- Глава 3. Модель науки Имре Лакатоса
- § 1. Доказательства и опровержения
- § 2. Процесс обогащения знания
- § 3. Философия исследовательских программ
- Глава 4. Модель науки Томаса Куна
- Глава 5. Модель науки Пола Фейерабенда
- Глава 6. К итогам развития философии науки
- Часть 5. Научная рациональность и ее типы
- § 1. Понятие рациональности
- § 2. Классическая научная рациональность
- § 3. Неклассическая научная рациональность
- § 4. Витализация образа материи в неклассической рациональности