Тема 12. Проблема сознания
1. Теория отражения. Сознание и мозг.
2. Социальная сущность сознания. Проблема идеального.
3. Структура, функции, свойства сознания.
4. Сознание и язык. Проблема бессознательного.
1. Теория отражения. Сознание и мозг.
Феномен сознания очень сложен. Его изучением занимается целый ряд наук. Рассмотрение сознания в рамках различных дисциплин опирается на определённую философскую позицию. В современной литературе, в том числе и западной, доминируют материалистические концепции возникновения сознания и связи сознания и мозга, имеющие разную интерпретацию. Сознание - это естественное следствие развития и усложнения материального мира.
Содержание первого вопроса темы предполагает анализ категории отражения. Необходимо дать определение этого понятия, рассмотреть формы отражения, объяснить активность отражения. Затем нужно конкретизировать категорию отражения через соотнесение её с принципами изоморфного соответствия, гомоморфного соответствия. Далее следует изложить сущность информационного подхода к анализу процесса отражения. Для этого рассматривают соотношение отражения и информации, атрибутивную и структурно-функциональную концепции информации. Большой вклад в понимание сущности развития систем вносит синергетика. Здесь можно изложить концепцию немарковских процессов (или процессов с памятью), которая вносит новые оттенки в теорию отражения (см. список литературы).
Одним из основных аспектов изучения проблемы «сознание - мозг» является психофизиологическая проблема. В современной литературе доминируют материалистические концепции связи сознания и мозга. Но ряд нейрофизиологов (Ч. Шеррингтон, У. Пенфилд, Дж. Экклз, Э. Полтон) выступают в защиту дуалистического интеракционизма. В завершении изложения вопроса можно рассмотреть три современные парадигмы по проблеме «сознание - мозг»: физикалистскую, бихевиоральную, функционалистскую.
Материалистический тезис «мыслит не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга» позволяет более содержательно подойти к взаимосвязи сознания и мозга, чем это допускают вышеназванные теории.
2. Социальная сущность сознания. Проблема идеального.
При изложении второго вопроса нужно рассмотреть генезис сознания в антропосоциогенезе. При этом показать сходство в использовании орудий животным и человеком, а также существенные различия. Также нужно подробнее рассказать о факторах, отделивших в ходе эволюции человека от животного мира (орудийная деятельность, речевая способность, хозяйственный уклад жизни, община и ряд других социокультурных обстоятельств).
При изложении данного вопроса необходимо использовать результаты современных археологических, палеоантропологических исследований древнего человека, используя понятия «австралопитека», «человека умелого», «неандертальца», «люди верхнего палеолита, мезолита».
В этом же вопросе надо рассмотреть проблему соотношения идеального и материального, своеобразие сознания как идеально-образного отражения реальности.
Проблема идеального возникла ещё в античную эпоху, но в ХХ веке она вновь заявила о своём существовании. Заслуга в возрождении этой проблемы принадлежит философу Э.В. Ильенкову. надо рассмотреть его точку зрения на проблему идеального. Другой подход к проблеме идеального представлен наиболее полно работами Д.И. Дубровского.
3. Структура, функции, свойства сознания.
При ответе на третий вопрос темы необходимо показать, что сознание представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов (знание, внимание, эмоции, чувства, настроение, аффект, воля, самосознание).
Рассматривая познавательную функцию сознания, необходимо рассказать об открытии Р. Сперри межполушарной церебральной ассиметрия. Также надо рассмотреть и другие функции сознания (творчески-конструктивная, регулятивно-управленческая, прогностическая, коммуникативная).
В этом же вопросе надо кратко рассмотреть свойства сознания: субъектность, предметность, идеальность, интенциональность, рефлективность, объективируемость.
4. Сознание и язык. Проблема бессознательного.
Язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. Языком обеспечивается коммуникативная функция сознания. Сознание неразрывно связано с языком как - определённой знаковой системой. Нужно раскрыть сущность языка, которая обнаруживается в его функциях. Сознание и язык связаны, но не тождественны.
Затем нужно рассмотреть различие естественных и искусственных языков, специализированных и неспециализированных, показать роль языка в обществе, выявить его основные функции, дать характеристику языка науки.
В этом же вопросе нужно уяснить понятие бессознательного, выявить его уровни, рассмотреть трёхуровневое строение психики в классическом психоанализе З. Фрейда, дать ответ на вопрос о сущности психоанализа, социального психоанализа (неофрейдизм), определить понятие коллективного бессознательного К.-Г. Юнга.
Основные понятия темы: сознание, бессознательное, подсознание, отражение, информация, трансцендентный, трансцендентальный.
- Философия
- Часть II
- Философия
- Пояснительная записка
- Место курса в системе социогуманитарного образования
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 1.2. Содержание курса Содержание государственного образовательного стандарта (гсэ.Ф.10)
- Темы и краткое содержание
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- I. История философии
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
- Тема 8. Русская философия
- Тема 9. Современная западная философия
- II. Философские проблемы
- Тема 10. Учение о бытии (онтология)
- Тема 11. Учение о развитии
- Тема 12. Философская проблема сознания
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Тема 15. Природа человека и смысл его существования
- Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
- Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 1.3. Распределение часов по темам и видам работ
- 1.4. Форма итогового контроля
- 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины вузовского компонента цикла гос (гсэ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
- 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 2. Дидактические материалы
- 2.1. Практические занятия
- 2.1.1. Формы проведения практических занятий
- 2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
- 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
- 3. Философия и частные науки.
- 4. Функции философии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Немецкая классическая философия.
- 1. Философия и. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.
- 2. Философия г. Гегеля.
- 3. Философия л. Фейербаха как учение о сущности человека.
- 4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Современная западная философия.
- 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство).
- 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Русская философия.
- 2. Идеология славянофилов и западников
- 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
- 6. Русская философия XX века
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Учение о бытии (онтология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Учение о развитии
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Проблема человека в философии
- 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.
- 2. Проблема антропосоциогенеза.
- 3. Смысл человеческого существования.
- 4. Свобода и ответственность.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Ценности, их природа и принципы классификации
- 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики
- 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности
- 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 12. Проблема сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2.2. Словарь основных понятий и терминов
- Вопросы по философским проблемам
- Вопросы на понимание курса:
- 3.2. Тесты по всему курсу
- 3.3. Рейтинг-контроль
- 3.3.1. Технологическая карта дисциплины
- 3.3.2. Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
- Литература
- 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- Структура работы
- Оформление контрольной работы
- Оценка контрольной работы.
- 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
- 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)