Глава 4. Модель науки Томаса Куна
Модели науки в неопозитивизме, у Поппера и Лакатоса могут быть названы логическими моделями. В них преобладает формальный подход, стремление построить преимущественно логико-математическую модель научного знания. Хотя у Поппера ярко выражен интерес к истории науки, который еще более проявлен у Лакатоса, но в целом история научного знания также осмысливается этими философами как движение некоторых математических структур, относительно автономно развивающихся по своим внутренним законам. В философии науки американского философа Томаса Куна мы находим первую социокультурную модель научного знания, которая строится скорее как прикладная теория культуры. У Куна мы уже не найдем столь выраженной идеи демаркации научного знания от ненаучного. Скорее наука представляет из себя лишь одну из форм культуры, хотя и обладающую своей спецификой, но не настолько большой, чтобы качественно отличаться от искусства, политики и даже религии. Постепенный отказ от критерия демаркации и построение социокультурных моделей научного знания, в которых наука активно взаимодействует с культурой и обществом, знаменует собою переход ко второму крупному этапу современной философии науки, который обычно называют постпозитивизмом. Модели науки Поппера и Лакатоса – еще до некоторой степени промежуточные этапы на пути перехода от неопозитивизма к постпозитивизму. Модель науки Куна представляет из себя первую вполне постпозитивистскую модель научного знания.
Основное понятие философии науки Куна – понятие «парадигма» (греческое слово, обычно переводимое как «образец»). Хотя Кун не дал точного определения этого понятия, но примерно можно было бы сказать, что парадигма – это одна или несколько близких фундаментальных теорий, рассматриваемые вместе со своей методологией, картиной мира, системой ценностей и норм. Например, долгое время в науке господствовала так называемая ньютоновская парадигма, в основе которой лежала механика Ньютона, но, кроме того, это была также своя методология постановки и решения определенных задач научного познания, целая картина мира, вытекающая из ньютоновской механики, своя система представлений об идеалах научного познания, нормах и идеалах поведения ученого, и т.д. На смену этой парадигме в начале 20 века постепенно приходит новая парадигма физики, которую можно было бы называть эйнштейновской парадигмой. Одним из важнейших признаков парадигмы является ее всеобщее признание со стороны большинства научного сообщества. Парадигма выступает как система образцов решения определенных научных проблем, задач. Она наделяет смыслом или бессмысленностью те или иные события, попадающие в сферу научного интереса. На основе понятия «парадигма» Кун существенно сближает науку и философию, поскольку парадигма – это во многом философия науки на том или ином этапе ее развития. Пытаясь уточнить понятие «парадигма», Кун пытался определить ее как дисциплинарную матрицу, складывающуюся из трех компонент: 1) фундаментальной теории в лице базисных принципов и законов (например, законов Ньютона в ньютоновской парадигме), 2) моделей и онтологической интерпретации этих законов, 3) образцов решения задач и проблем. Первые две составляющие образуют явную метафизику парадигмы, которой во многом можно научиться по книгам. Третья составляющая – это своего рода неявная метафизика, которой можно обучиться только в живом общении с носителями парадигмы, причем, до конца рационально выразить принципы этой составляющей невозможно. В конечном итоге понятие «парадигма» дорастает в философии Куна до некоторой «научной вселенной» - мира, в котором живет и работает ученый, и за пределы которого он выйти в этот момент не в состоянии. Такое «мироподобие» парадигмы делает ее некоторой жизнеобразующей тотальностью научного сообщества, больше которой ничего не может быть. Отсюда вытекает тезис Куна о несоизмеримости, несравнимости, различных парадигм. В самом деле, если бы они были сравнимы, то каждая из них соотносилась бы с другой парадигмой, и в целом они бы делили между собою некоторую превышающую их целостность. Но парадигма по определению есть нечто максимальное, больше чего ничего быть не может. Конечно, эта идея проводится Куном непоследовательно, поскольку сама его философия науки есть претендует на некое знание, которое говорит о разных парадигмах и тем самым уже в некоторой мере их соизмеряет между собою. Но, тем не менее, момент такой тотальности каждой парадигмы несомненно присутствует в ее определении.
В центре внимания Куна лежит история реальной науки. Он не приемлет построение абстрактных моделей науки, имеющих мало общего с историческими фактами, и призывает обратиться к самой науке в ее истории. Именно анализ истории науки привел Куна к формулировке понятия «парадигма». С точки зрения парадигмы, наука проходит в своем развитии некоторые циклы, каждый из которых можно было бы разбить на несколько этапов.
1. Допарадигмальная стадия развития науки. На этой стадии парадигма отсутствует, и существует множество враждующих между собою школ и направлений, каждая из которых развивает систему взглядов, в принципе способную в будущем послужить основанием новой парадигмы. На этой стадии существует диссенсус, т.е. разногласия, в научном сообществе.
2. Стадия научной революции, когда происходит возникновение парадигмы, она принимается большинством научного сообщества, все остальные, не согласованные с парадигмой идеи отходят на второй план, и достигается консенсус – согласие между учеными на основе принятой парадигмы. На этой стадии работает особый тип ученых, своего рода ученые-революционеры, которые способны создавать новые парадигмы.
3. Стадия нормальной науки. «Нормальной наукой» Кун называет науку, развивающуюся в рамках общепризнанной парадигмы. Здесь
1) происходит выделение и уточнение важных для парадигмы фактов, например, уточнение состава веществ в химии, определение положения звезд в астрономии и т.д.
2) совершается работа по получению новых фактов, подтверждающих парадигму,
3) осуществляется дальнейшая разработка парадигмы с целью устранения существующих неясностей и улучшения решений ряда проблем парадигмы,
4) устанавливаются количественные формулировки различных законов,
5) проводится работа по совершенствованию самой парадигмы: уточняются понятия, развивается дедуктивная форма парадигмального знания, расширяется сфера применимости парадигмы и т.д.
Проблемы, решаемые на стадии нормальной науки, Кун сравнивает с головоломками. Это тип задач, когда существует гарантированное решение, и это решение может быть получено некоторым предписанным путем. Ученые, работающие на стадии нормальной науки, представляют из себя также особый тип, своего рода, «нормальных ученых», которые как раз составляют большинство научного сообщества и наиболее приспособлены для решения задач периода нормальной науки.
В точном смысле этого слова наукой, считает Кун, можно называть только период нормальной науки. Только в этом периоде можно говорить о науке как о некоторой целостности, можно говорить о кумулятивном развитии науки.
4. Стадия кризиса парадигмы. Постепенно происходит накопление различных аномалий – таких проблем, которые попадают в сферу нормальной науки, но оказываются неразрешимыми средствами имеющейся парадигмы. Рост числа аномалий является неизбежным следствием поздней разработки парадигмы. Постепенно накопившиеся аномалии приводят к кризису парадигмы. Вновь происходит раскол научного сообщества, распад нормальной науки (а значит и вообще науки), приближения ее к философии, где конкуренция теорий (диссенсус) – это правило, а не исключение.
Процесс смены парадигм, в силу их несоизмеримости и несравнимости, не поддается, по мнению Куна, полному рациональному обоснованию. Например, новая и старая парадигма не сравниваются по объему подтвержденных фактов, поскольку, если бы это делалось, то должна была бы выбираться старая парадигма, т.к. она всегда лучше разработана и обоснована, чем только возникающая новая парадигма. Тем не менее, выбирается всегда новая парадигма. На выбор ученого новой парадигмы существенное влияние, считает Кун, оказывают различные иррациональные (вера) и социокультурные факторы – индивидуальность ученого, среда воспитания, культура и т.д. Получается, что нечто вненаучное в этом случае определяет собою науку. С переходом к новой парадигме во многом действует необратимость переключения сознания – после принятия новой парадигмы ученые уже не способны понимать старую парадигму «изнутри». Они и на старую парадигму теперь начинают смотреть глазами новой парадигмы, перетолковывая его по-новому. Отсюда возникает иллюзия кумулятивного развития парадигм, в то время как на самом деле они несравнимы.
Так в своей модели науки Кун уже существенно сужает область научного до лишь периодов «нормальной науки». Это своего рода «интервалы научности», только в пределах которых можно говорить о науке в общепринятом смысле. За пределами этих интервалов разверзается бездна хаоса и иррациональности, которая неизвестно как и когда, но рано или поздно порождает новый островок науки в океане ненаучного мира культуры. Наука представляет из себя архипелаг хаотически разбросанных островов-парадигм, общая организация которых не обнаруживает никакого рационального основания.
- Часть 1. Понятие науки
- Глава 1. Феномен науки
- § 1. Удивление как начало научного познания
- § 2. Понятие о структуре
- § 3. Логические теории, описывающие структуры
- § 4. Эмпирическая реализация структуры
- § 5. Понятие о научном логосе
- § 6. Наука как субъект
- § 7. Наука в обществе
- § 8. Наука в истории
- § 9. Система наук
- Глава 2. Основания науки
- § 1. Примеры процедур обоснования
- § 2. Общая структура процедуры обоснования
- § 3. Фундаментализм и антифундаментализм
- § 4. Сетевая модель рациональности
- § 5. Метод последовательных приближений
- Глава 3. Наука и культура
- § 1. Определения культуры
- § 2. Культура как онтология
- § 3. Культура и наука как субъектные онтологии
- § 4. Проблема логоса субъектных онтологий
- Часть 2. Методы и формы научного познания
- § 1.Чувственное и рациональное познание
- Раздел 1. Эмпирические методы научного познания
- § 1. Наблюдение
- § 2. Измерение
- § 3. Эксперимент
- § 4. Теоретическая нагруженность эмпирического познания
- Раздел 2. Теоретические методы научного познания
- Глава 1. Индукция в научном познании
- § 1. Математическая индукция
- § 2. Перечислительная (энумеративная) индукция
- § 3. Элиминативная индукция
- § 4. Индукция как обратная дедукция
- § 5. Аналогия
- § 6. Парадокс лысого
- Глава 2. Дедукция в научном познании
- § 1. Немного об истории дедуктивного познания
- § 2. Искусственные и естественные языки
- § 3. О законах формальной логики
- § 4. Формальные символические языки
- § 5. Синтаксис и семантика
- Глава 3. Аксиоматико-дедуктивный и гипотетико-дедуктивный
- § 1. Аксиоматико-дедуктивный метод научного познания
- § 2. Гипотетико-дедуктивный метод научного познания
- Глава 4. Метод моделирования
- § 1. Модели и пределы
- § 2. Модели и интервал моделируемости
- § 3. О некоторых видах моделей
- Глава 5. Методы научного абстрагирования и идеализации
- § 1. Элиминативная теория абстракции
- § 2. Продуктивная теория абстракции
- Глава 6. Научная теория. Модели научного объяснения
- § 1. Гипотетико-дедуктивная модель научной теории
- § 2. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения
- § 3. Альтернативные модели научного объяснения
- § 4. Альтернативные модели научной теории
- Часть 3. Логико-методологические проблемы
- Глава 1. Методология системного подхода
- § 1. Основные понятия системного подхода
- § 2. Логика целого
- § 3. Виды целых
- § 4. Воплощение целого
- Глава 2. Философия и методология синергетики
- § 1. Феномен синергетики
- § 2. Синергетика и термодинамика
- § 3. Синергетика и теория особенностей
- § 4. Сводка основных понятий синергетики
- § 5. Обобщенный образ синергетической системы
- § 6. Сильная и слабая синергетика
- Глава 3. Методологические принципы
- § 1. Принцип наблюдаемости
- § 2. Принцип дополнительности
- § 3. Принцип соответствия
- § 4. Принцип симметрии
- Глава 4. Принцип детерминизма
- § 1. Дефинитивный детерминизм
- § 2. Жесткий (лапласовский) детерминизм
- § 3. Вероятностный детерминизм
- § 4. Проблема синтеза видов детерминизма
- Часть 4. Модели научного знания
- Глава 1. Логический позитивизм
- § 1. Этап догматического верификационизма
- § 2. Этап вероятностного верификационизма
- Глава 2. Модель науки Карла Поппера
- § 1. Фальсифицируемость как критерий демаркации
- § 2. Конвенционализм в философии Поппера
- § 3. Эволюция научного знания
- Глава 3. Модель науки Имре Лакатоса
- § 1. Доказательства и опровержения
- § 2. Процесс обогащения знания
- § 3. Философия исследовательских программ
- Глава 4. Модель науки Томаса Куна
- Глава 5. Модель науки Пола Фейерабенда
- Глава 6. К итогам развития философии науки
- Часть 5. Научная рациональность и ее типы
- § 1. Понятие рациональности
- § 2. Классическая научная рациональность
- § 3. Неклассическая научная рациональность
- § 4. Витализация образа материи в неклассической рациональности