Феноменологический метод
Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким (как, например, у Канта) противопоставлением субъекта объекту. При таком противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к субъективизму), либо объекта (что приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется исключительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пассивное отражение реальности, а между тем оно активно. Правильная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект даны в их соотносительности.
Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир "заключить в скобки", воздержаться от поспешных суждений о нем (такое воздержание со времен древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир "замкнут", сведен (редуцирован) к явлениям сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегическом смысле сознание всегда ориентировано, направлено на предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е. направлено на предмет.
Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменологический метод на конкретном примере. Как воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэтому синтезирование выступает как идентирование, т.е. "схватывание" одинакового. Так субъект формирует представление "об этой яблоне".
Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Кстати Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эйдос — это идея, не потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу "яблоня" субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигается эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-либо вмешательства предмета.
Акту переживания соответствует высказывание. Динамике переживаний соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на нечто, это бедные знаки. И есть высказывания подлинные, полновесные знаки, в которых человек выражает свое отношение к происходящему, делает себя ответственным за происходящее.
Феноменолог стремится сохранить и приумножить полноту бытия, которая реализуется в динамике созерцаний, переживаний, их смыслов (эйдосов), высказываний. Но благодаря чему удается совершить переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.
Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком высказывании содержится больше того, на что указывает содержание. Допустим, я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: "На этом столе лежит книга". Я вижу два предмета — стол и книгу. Я никогда не увижу в словах "на", "этом", "лежит" тот смысл, который вкладываю в слово "книга". Человек образует смысл не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах заключено больше, чем в созерцаниях.
Итак, феноменолог берет предмет созерцания "в скобки", затем он обогащает созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос возвращается предмету, что и означает сохранить полноту жизненного мира. В этом смысле очень показательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую диалектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыслоемки.
- В.А.Канке
- Раздел 1 7
- Раздел 2 56
- Как пользоваться учебником?
- Введение. Что такое философия?
- Смысл слова "философия"
- Два примера философствования
- Научность философии
- Эстетичность, чувственность философии
- Практичность, или моральность философии
- Философия как реализация полноты жизни человека
- Функции (значимость) философии
- Назначение философии
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "введение. Что такое философия?"
- Тест по теме "введение. Что такое философия?"
- Примерные темы рефератов по теме "введение. Что такое философия?"
- Дополнительная литература по теме "введение. Что такое философия?"
- Ответы на вопросы теста по теме "введение. Что такое философия?"
- Раздел 1
- Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет
- Первая головоломка античной философии: многое и единое
- Единое — это материальная субстанция
- Единое — это числа. Пифагор
- Многое не существует. Сюрпризы элеатов
- Единое — это атомы и пустота
- Подведение итогов. Натурфилософия
- 1.2. Высокий интеллектуализм сократа, платона и аристотеля философия сократа
- Философия платона
- Философия аристотеля
- 1.3. Эллинистическая философия александр македонский открывает новую эпоху
- Кинизм (цинизм)
- Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение
- Стоицизм: счастье — это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Неоплатонизм
- Судьба античной философии
- Основные черты античной философии
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "античная философия"
- История жизни сократа
- История жизни платона
- История жизни аристотеля
- Об образе жизни киников
- Об образе жизни пифагорейцев
- Об образе жизни эпикурейцев
- Об образе жизни стоиков
- Об образе жизни скептиков
- История жизни плотина
- Примерные темы рефератов по теме "античная философия"
- Тест по теме "античная философия"
- Дополнительная литература по теме "античная философия"
- Ответы на вопросы теста по теме "античная философия"
- 2. Средневековая философия
- Философия и религия
- Основные библейские идеи философского значения
- Сущность бога
- Можно ли доказать существование бога?
- Да или нет? верующий или атеист?
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "средневековая философия"
- История жизни и философия аврелия августина блаженного
- История жизни и философия фомы аквинского
- Тест по теме "средневековая философия"
- Примерные темы рефератов по теме "средневековая философия"
- Дополнительная литература по теме "средневековая философия"
- Ответы на вопросы теста по теме "средневековая философия"
- 3.2. Философия от декарта до канта (XVII-XVIII вв.) рене декарт — основатель философии нового времени
- Спор об идеях.Джон локк
- Галилей и ньютон — гении механики
- Как получают идеализации?
- Выработка нового юридического мировоззрения
- Новации и.Канта
- 3.3. Философия от гегеля до ницше (XIX в.) гегель против канта
- Карл маркс: новые проблемы
- Ницше: последний всплеск философии нового времени
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия нового времени"
- История жизни р.Декарта
- История жизни и.Канта
- История жизни к.Маркса
- История жизни ф.Ницше
- Тест по теме "философия нового времени"
- Примерные темы рефератов по теме "философия нового времени"
- Дополнительная литература по теме "философия нового времени"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия нового времени"
- 4. Философия наших дней
- 4.1. О состоянии современной философии
- 4.2. Феноменология какую проблему стремится решить феноменология?
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- 4.3. Герменевтика происхождение термина "герменевтика"
- Как мы понимаем?
- Вопрос гадамера: как мы понимаем текст?
- Основные положения герменевтики
- 4.4. Аналитическая философия почему возникла аналитическая философия?
- Основатели движения: фреге, рассел, мур
- Ранний витгенштейн: "логико-философский трактат"
- Логический позитивизм
- Постпозитивизм
- Философия естественного языка: поздний витгенштейн
- Основные положения аналитической философии
- 4.5. Постмодернизм программа постмодернистов
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма
- 4.6. Философия в россии основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- В.С.Соловьев: "абсолютное осуществляет благо через истину в красоте"
- Философия н.А.Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество
- А.Ф.Лосев: "мне надо с греческого переводить..."
- 4.7. Восточная философия о философии запада и востока
- Индийская философия
- Китайская философия
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия наших дней"
- История жизни э.Гуссерля
- История жизни х.Гадамера
- История жизни л.Витгенштейна
- История жизни м.Фуко
- История жизни н.А.Бердяева
- Тест по теме "философия наших дней"
- Примерные темы рефератов по теме "философия наших дней"
- Дополнительная литература по теме "философия наших дней"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия наших дней"
- Раздел 2 систематический курс философии
- 5. Основания философствования
- Два способа анализа философских проблем. Меняем курс!
- Что изучает философия? мир философии
- Выбор начала систематического философствования
- 6. Учение о бытии
- 6.1. Проблема существования и виды бытия
- 6.2. Изменение и развитие. Закономерности
- 6.3. Три закона диалектики
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "учение о бытии"
- Тест по теме "учение о бытии"
- Примерные темы рефератов по теме "учение о бытии"
- Дополнительная литература по теме "учение о бытии"
- Ответы на вопросы теста по теме "учение о бытии"
- 7. Философия человека, общества и истории
- 7.1. Философия человека обзор: философия о человеке
- Человек — существо бессознательное
- В поисках целостного учения о человеке
- 7.2. Философия общества что такое общество? индивид и общество
- Социальные действия и их смысл
- Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней
- 7.3. Философия истории что было, что будет?
- Критика концепции линейного развития общества
- Единство и многообразие истории
- Запад и восток. Кто мы? кем будем?
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия человека, общества и истории"
- Тест по теме "философия человека, общества и истории"
- Примерные темы рефератов по теме "философия человека, общества и истории"
- Дополнительная литература по теме "философия человека, общества и культуры"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия человека, общества и культуры"
- 8. Философия как аксиология
- 8.1. Учение о ценности что такое ценность? почему только в хх веке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- Чувства. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал и цель
- Будьте терпимыми друг к другу!
- 8.2. Философия искусства цивилизация и культура
- Что такое красота?
- Обзор: как искали красоту
- 8.3. Философия практики что такое практика?
- Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?
- В чем состоит ценность практики? наши дни
- Что такое добро? как его измерить?
- Справедливость или свобода? лучше ответственность!
- Обзор: этика ответственности
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия как аксиология"
- Тест по теме "философия как аксиология"
- Примерные темы рефератов по теме "философия как аксиология"
- Дополнительная литература по теме "философия как аксиология"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия как аксиология"
- 9. Философия познания и науки
- 9.1. Философия познания два термина
- Чувственное познание "на входе", "в середине" и "на выходе" психики
- Чувственное познание и различные философии
- Рациональное познание
- Обзор: как искали понятие
- Единство чувственного и рационального познания
- Память и воображение
- Интуиция
- Творчество. Таланты и гении
- Строение психики: бессознательное, сознательное, надсознательное
- Три концепции истины
- Шкала истинности
- Обзор: как искали истину
- Вчувствование. Объяснение. Понимание
- 9.2. Философия науки что такое наука?
- Эмпирический уровень научного познания
- Теоретический уровень научного исследования
- Методы научного познания
- Идеалы науки. Этика ученого
- Обзор: философия и наука
- Религия и наука
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия познания и науки"
- Тест по теме "философия познания и науки"
- Примерные темы рефератов по теме "философия познания и науки"
- Дополнительная литература по теме "философия познания и науки"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия познания и науки"
- 10. Философия языка
- Язык — символ нашей жизни
- Философия имени
- Философия предложения
- Философия ценностных установок
- Обзор: современное философское понимание языка
- Практическое и коммуникативное назначение языка
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия языка". Что такое язык? система знаков.
- Тест по теме "философия языка"
- Примерные темы рефератов по теме "философия языка"
- Дополнительная литература по теме философия языка
- Ответы на вопросы теста по теме "философия зыка"
- 11. Философия техники
- О становлении философии техники
- Обзор: интерпретации природы техники
- Техника и этика
- О пользе моральных кодексов
- Основные выводы
- Ответы на вопросы теста по теме "философия техники"
- 12. Философия природы
- Что такое природа?
- Обзор: исторические формы отношения человека к природе
- Синергетика — наука о сложном
- Как все было? был большой взрыв
- Уровни организации природы
- Пространство и время
- Природа и ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия природы"
- Тест по теме "философия природы"
- Примерные темы рефератов по теме "философия природы"
- Дополнительная литература по теме "философия природы"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия природы"
- Приложения
- Курс философии в таблицах
- Годы жизни выдающихся философов