logo
0315130_48ECD_otvety_dlya_sdachi_kandidatskogo_minimuma_po_filosofii_i_met / билеты по философии исп

69. Неотомисткая философия.

Ф-ия неотомизма В современной западной Ф-ии существуют несколько направлений религиозного типа. К ним -прежде всего относятся неотомизм, неопротестантизм, неоавгустинизм, персонализм. Важнейшее место в ряду этих направлений принадлежит Неотомизму. К числу признанных представителей неотомизма относятся Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский, И. де Фриз, К. Ранер (ФРГ), Г. Веттер (Австрия), К. Войтыла (Польша), Б. Лонерган (Канада).

Главное назначение неотомизма - подвести Ф-ски фундамент под догматы католицизма. Неотомизм представляет собой обновленную Ф-ию средневекового схоласа Фомы Аквинского (Томаса Аквината), которая возведена ранг официальной доктрины католической церкви.В 1914 г. Ватиканом были сформулированы основы Ф-ии неотомизма.

В неотомизме можно выделить учение о бытии, теорию познания, Ф-ию истории, этику и другие разделы.

Одним из центральных понятий неотомизма является понятие бытия, или существования. Качеством бытия обладает и бог, и материальный мир. Однако бытие бога и бытие мира принципиально различны. Бытие бога есть бытие как таковое - чистое, духовное, неизменное, абсолютное. В боге имеет место тождество его сущности и существования. Сверхъестественному бытию бога противостоит бытие материального мира. Последнее состоит из множества конечных, изменчивых и сотворенных вещей. Поэтому бытие мира вторично по отношению к бытию бога.

Неотомистская гносеология, таким образом, базируется на двух' способах постижения бытия - вере и разуме, что обусловлено существованием двух видов бытия - абсолютного, божественного, и земного, материального. Посредством веры человек постигает истины божественные, посредством разума он познает материальный мир.

С точки зрения неотомистов, Ф-ия должна не только разграничивать веру и разум, теологию и науку, но и устанавливать между ними гармонию.

Неотомизм стремится использовать в своих интересах нерешенные проблемы, спорные вопросы, гипотезы, препарируя их в духе теологии. При этом он до известных пределов готов отмежеваться от традиционной библейской трактовки тех или иных вопросов, когда она вступает в явное противоречие с их научной интерпретацией.

При рассмотрении отношения неотомизма к науке характерно то, что сам процесс осмысления развития науки анализируется через призму веры. Только потому, что ученый принимает на веру результаты своих предшественников, возможно дальнейшее развитие науки.

Человек в неотомизме понимается как сложная субстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Душа по отношению к телу является формообразующим принципом и выступает основой личности. Из всех важнейших прав человека важнейшим признается право на спасение души и веру в бога. Но это право дополняется и обязанностью - служить богу, побеждая тем самым зло земной жизни.