69. Неотомисткая философия.
Ф-ия неотомизма В современной западной Ф-ии существуют несколько направлений религиозного типа. К ним -прежде всего относятся неотомизм, неопротестантизм, неоавгустинизм, персонализм. Важнейшее место в ряду этих направлений принадлежит Неотомизму. К числу признанных представителей неотомизма относятся Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский, И. де Фриз, К. Ранер (ФРГ), Г. Веттер (Австрия), К. Войтыла (Польша), Б. Лонерган (Канада).
Главное назначение неотомизма - подвести Ф-ски фундамент под догматы католицизма. Неотомизм представляет собой обновленную Ф-ию средневекового схоласа Фомы Аквинского (Томаса Аквината), которая возведена ранг официальной доктрины католической церкви.В 1914 г. Ватиканом были сформулированы основы Ф-ии неотомизма.
В неотомизме можно выделить учение о бытии, теорию познания, Ф-ию истории, этику и другие разделы.
Одним из центральных понятий неотомизма является понятие бытия, или существования. Качеством бытия обладает и бог, и материальный мир. Однако бытие бога и бытие мира принципиально различны. Бытие бога есть бытие как таковое - чистое, духовное, неизменное, абсолютное. В боге имеет место тождество его сущности и существования. Сверхъестественному бытию бога противостоит бытие материального мира. Последнее состоит из множества конечных, изменчивых и сотворенных вещей. Поэтому бытие мира вторично по отношению к бытию бога.
Неотомистская гносеология, таким образом, базируется на двух' способах постижения бытия - вере и разуме, что обусловлено существованием двух видов бытия - абсолютного, божественного, и земного, материального. Посредством веры человек постигает истины божественные, посредством разума он познает материальный мир.
С точки зрения неотомистов, Ф-ия должна не только разграничивать веру и разум, теологию и науку, но и устанавливать между ними гармонию.
Неотомизм стремится использовать в своих интересах нерешенные проблемы, спорные вопросы, гипотезы, препарируя их в духе теологии. При этом он до известных пределов готов отмежеваться от традиционной библейской трактовки тех или иных вопросов, когда она вступает в явное противоречие с их научной интерпретацией.
При рассмотрении отношения неотомизма к науке характерно то, что сам процесс осмысления развития науки анализируется через призму веры. Только потому, что ученый принимает на веру результаты своих предшественников, возможно дальнейшее развитие науки.
Человек в неотомизме понимается как сложная субстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Душа по отношению к телу является формообразующим принципом и выступает основой личности. Из всех важнейших прав человека важнейшим признается право на спасение души и веру в бога. Но это право дополняется и обязанностью - служить богу, побеждая тем самым зло земной жизни.
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.