70. Современная западная ф.
Наиболее влиятельные западные учения об обществе можно разделить на три большие группы.
Первая группа объединяет те социально-Ф-ские концепции, которые пытаются выявить всеобщие черты общественной жизни, сформулировать глобальные схемы исторического процесса. Эти наиболее абстрактные учения об обществе составляют современную западную Ф-ию истории.
Ко второй группе относятся собственно социологические теории. Они ориентированы на анализ тех реальностей, которые характерны плеяде всего для современного западного общества. Эти концепции получили название структурно-функционального анализа.
К третьей группе принадлежат многочисленные школы и направления, которые преследуют задачу описания и первичной классификации социальных явлений. Они изучают узкие и локальные участки общества с целью последующего улучшения их функционирования. Эти исследования составляют современную западную эмпирическую социологию. В особую группу можно выделить социологические концепции, которые родились в ходе попыток осмыслить и истолковать" социальные последствия научно-технического прогресса. В эту) группу включаются прежде всего теории технологического детерминизма, а также различного рода социально-критические' модели развития общества (Франкфуртская школа в ФРГ и др.).
Ф-ия истории затрагивает прежде всего проблемы исторического процесса. Важнейшее место среди них занимают такие вопросы, как соотношение человеческой истории и природы, смысл и направление истории, периодизация исторический эпох, специфика исторического процесса, свобода и необходимость в историческом творчестве.
На почве иррационализма вырастает направление в обществознании, которое получило название "критической Ф-ии истории". Представители этого направления считают, что история человеческого общества не есть движение к некоторой изначальной цели. Человеческая история есть некий иррациональный поток, который лишен структурного оформления, законосообразности. И главную роль в истории играет единичное, случайное, неповторимое. Поэтому бессмысленно, делают выводы сторонники критической Ф-ии истории, искать несуществующие общественные законы, с помощью которых можно было бы объяснить исторические факты.
Всестороннее обоснование и развертывание этих теоретических' положений осуществлено в работах немецкого Ф-а и социолога О. Шпенглера (1880-1936) и английского историка А. Тойнби (1889-1975).
В своем основном труде "Закат Европы" О. Шпенглер рассматривает историю как некую дискретную совокупность культур. Он выделяет восемь культур, которые достигли своего наиболее полного развития: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, культуру майя и русско-сибирскую культуру.
Своим содержанием концепция всемирного исторического процесса О. Шпенглера была направлена против европоцентризма. В этой концепции схвачено то, что неправомерно превращать исторический путь Европы в универсальную схему развития человечества (это было характерно для традиционной Ф-ии истории).
Тойнби полагает, что общественная жизнь как естественный процесс есть совокупность дискретных единиц социальной организации, которые он называет "цивилизациями". Цивилизации уподобляются биологическим видам, которые имеют свойственную только им среду обитания ("ареал"). Важное место в судьбе цивилизаций играют географические условия, которые создают неповторимый облик каждой цивилизации.
Несмотря на большое влияние, которое оказывала и оказывает Ф-ия истории на развитие социальной мысли, она тем не менее не является доминирующей линией в исследовании общества в странах Запада. Собственно социологическая мысль развивается в рамках других направлений - по линии эмпирической социологии, в частности.
Период становления западной эмпирической социология приходится на 20-е годы текущего столетия. Она формируется первоначально в США, а затем широко распространяется в других странах Запада.
Эмпирическая социология с момента своего появления была ориентирована на то, чтобы исследовать отдельные отклонения от норм в поведении человека, отдельные ненормальности в функционировании общества, отдельные помехи на пути его развития, Эмпирические исследования могли дать только практические рекомендации, касающиеся исправления функционирования отдельных элементов общественной системы.
В рамках эмпирической социологии на Западе выделяют две основные ее ветви - академическую и прикладную. Академическая социология ориентируется на создание теории отдельных областей и явлений общественной жизни (социология города, семьи, труда, деревни, молодежи и т.д.). Такие теории используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.
Прикладные исследования направлены на решение четко определенных практических задач. Главное в прикладных исследованиях - ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания. Прикладные исследования - это исследования, выполняющиеся для заказчика (государственные учреждения, частные фирмы, федеральные органы власти и др.). Результаты эмпирических исследований - собственность заказчика, который волен поступать с ними так, как считает нужным: Наличие у эмпирической социологии особенностей, неадекватных пониманию общества как определенной целостности, толкает западное обществознание к поиску новых методологических и теоретических средств и подходов для изучения социальных процессов. Ведущее место среди них занимает структурно-функциональный анализ. Структурно-функциональный анализ - одно из распространенных направлений в современной западной социологии. Осн. идея этого направл. - анализ общества как единого целого, некой стабильной системы.
Социальный мир рассматривается как система, которая имеет определенное строение, структуру. Система состоит из элементов или взаимосвязанных между собой частей. Правильно функционирующие части социальной системы поддерживают ее равновесие.
Сторонники структурно-функционального анализа считают, что нахождение системы в состоянии патологии и дезинтеграции свидетельствует о том, что индивиды в своих действиях отклоняются от общепризнанных норм и ценностей. В данном случае возникают дисфункции (или нарушения функций). К ним относятся так называемые "подрывные действия": преступность, алкоголизм и т.д. Подрывные действия (или "отклоняющееся поведение") способны нарушить равновесие системы. Для исключения отклоняющегося поведения и устранения дисфункций в системе предусмотрены механизмы контроля. Таковыми выступают механизм социализации и механизм санкций.
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.