logo
0315130_48ECD_otvety_dlya_sdachi_kandidatskogo_minimuma_po_filosofii_i_met / билеты по философии исп

70. Современная западная ф.

Наиболее влиятельные западные учения об обществе можно разделить на три большие группы.

Первая группа объединяет те социально-Ф-ские концепции, которые пытаются выявить всеобщие черты общественной жизни, сформулировать глобальные схемы исторического процесса. Эти наиболее абстрактные учения об обществе составляют современную западную Ф-ию истории.

Ко второй группе относятся собственно социологические теории. Они ориентированы на анализ тех реальностей, которые характерны плеяде всего для современного западного общества. Эти концепции получили название структурно-функционального анализа.

К третьей группе принадлежат многочисленные школы и направления, которые преследуют задачу описания и первичной классификации социальных явлений. Они изучают узкие и локальные участки общества с целью последующего улучшения их функционирования. Эти исследования составляют современную западную эмпирическую социологию. В особую группу можно выделить социологические концепции, которые родились в ходе попыток осмыслить и истолковать" социальные последствия научно-технического прогресса. В эту) группу включаются прежде всего теории технологического детерминизма, а также различного рода социально-критические' модели развития общества (Франкфуртская школа в ФРГ и др.).

Ф-ия истории затрагивает прежде всего проблемы исторического процесса. Важнейшее место среди них занимают такие вопросы, как соотношение человеческой истории и природы, смысл и направление истории, периодизация исторический эпох, специфика исторического процесса, свобода и необходимость в историческом творчестве.

На почве иррационализма вырастает направление в обществознании, которое получило название "критической Ф-ии истории". Представители этого направления считают, что история человеческого общества не есть движение к некоторой изначальной цели. Человеческая история есть некий иррациональный поток, который лишен структурного оформления, законосообразности. И главную роль в истории играет единичное, случайное, неповторимое. Поэтому бессмысленно, делают выводы сторонники критической Ф-ии истории, искать несуществующие общественные законы, с помощью которых можно было бы объяснить исторические факты.

Всестороннее обоснование и развертывание этих теоретических' положений осуществлено в работах немецкого Ф-а и социолога О. Шпенглера (1880-1936) и английского историка А. Тойнби (1889-1975).

В своем основном труде "Закат Европы" О. Шпенглер рассматривает историю как некую дискретную совокупность культур. Он выделяет восемь культур, которые достигли своего наиболее полного развития: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, культуру майя и русско-сибирскую культуру.

Своим содержанием концепция всемирного исторического процесса О. Шпенглера была направлена против европоцентризма. В этой концепции схвачено то, что неправомерно превращать исторический путь Европы в универсальную схему развития человечества (это было характерно для традиционной Ф-ии истории).

Тойнби полагает, что общественная жизнь как естественный процесс есть совокупность дискретных единиц социальной организации, которые он называет "цивилизациями". Цивилизации уподобляются биологическим видам, которые имеют свойственную только им среду обитания ("ареал"). Важное место в судьбе цивилизаций играют географические условия, которые создают неповторимый облик каждой цивилизации.

Несмотря на большое влияние, которое оказывала и оказывает Ф-ия истории на развитие социальной мысли, она тем не менее не является доминирующей линией в исследовании общества в странах Запада. Собственно социологическая мысль развивается в рамках других направлений - по линии эмпирической социологии, в частности.

Период становления западной эмпирической социология приходится на 20-е годы текущего столетия. Она формируется первоначально в США, а затем широко распространяется в других странах Запада.

Эмпирическая социология с момента своего появления была ориентирована на то, чтобы исследовать отдельные отклонения от норм в поведении человека, отдельные ненормальности в функционировании общества, отдельные помехи на пути его развития, Эмпирические исследования могли дать только практические рекомендации, касающиеся исправления функционирования отдельных элементов общественной системы.

В рамках эмпирической социологии на Западе выделяют две основные ее ветви - академическую и прикладную. Академическая социология ориентируется на создание теории отдельных областей и явлений общественной жизни (социология города, семьи, труда, деревни, молодежи и т.д.). Такие теории используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.

Прикладные исследования направлены на решение четко определенных практических задач. Главное в прикладных исследованиях - ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания. Прикладные исследования - это исследования, выполняющиеся для заказчика (государственные учреждения, частные фирмы, федеральные органы власти и др.). Результаты эмпирических исследований - собственность заказчика, который волен поступать с ними так, как считает нужным: Наличие у эмпирической социологии особенностей, неадекватных пониманию общества как определенной целостности, толкает западное обществознание к поиску новых методологических и теоретических средств и подходов для изучения социальных процессов. Ведущее место среди них занимает структурно-функциональный анализ. Структурно-функциональный анализ - одно из распространенных направлений в современной западной социологии. Осн. идея этого направл. - анализ общества как единого целого, некой стабильной системы.

Социальный мир рассматривается как система, которая имеет определенное строение, структуру. Система состоит из элементов или взаимосвязанных между собой частей. Правильно функционирующие части социальной системы поддерживают ее равновесие.

Сторонники структурно-функционального анализа считают, что нахождение системы в состоянии патологии и дезинтеграции свидетельствует о том, что индивиды в своих действиях отклоняются от общепризнанных норм и ценностей. В данном случае возникают дисфункции (или нарушения функций). К ним относятся так называемые "подрывные действия": преступность, алкоголизм и т.д. Подрывные действия (или "отклоняющееся поведение") способны нарушить равновесие системы. Для исключения отклоняющегося поведения и устранения дисфункций в системе предусмотрены механизмы контроля. Таковыми выступают механизм социализации и механизм санкций.