3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
В третьем вопросе необходимо проанализировать революционность и консерватизм как выражение антиномичности характера русского народа. Н.Г. Чернышевский. Проблема человека и его свободы. Антропологический принцип и материализм. Социализм. Принцип причинности. Выход из кризиса раннего капитализма в возвращении к земле, к идее аграрности России, к личной свободе и общинному укладу жизни. Народничество П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского. Основные идеи субъективной социологии: субъективно-ценностный метод, эмпиризм, биологизм, герои и толпа, телеология. «Сущность истории - переработка культуры в цивилизацию» (П.Л. Лавров). Становление целостной личности как критерий прогресса. Прогрессирует не человек, а общество, значит, задача революционной социологии - превратить общество в орудие личности. Социализм как форма возвращения народовластия. Возможность некапиталистического развития России. Террор как основное средство борьбы с самодержавием. Русский анархизм: М.А. Бакунин, князь П.А. Кропоткин. «Религиозная романтика» М.А. Бакунина. Его убежденность, что вера в Бога и религиозная среда стоят у истоков всех сфер творчества и определяют его смысл. «Гегельянство» М.А. Бакунина и обращение к философской антропологии. Анархизм, отрицание государства, критика государственного социализма и «диктатуры пролетариата» К. Маркса как общества авторитарного коммунизма. Естественно-научная синтетическая философия П.А. Кропоткина. «Биосоциалистический закон взаимной помощи» как принцип прогресса и исторических революций. Антиисторическая суть государства и смысл анархо-коммунизма. «Этическое» П.А. Кропоткина. Русский марксизм Г.В. Плеханова. Критика народничества, терроризма, возможности для России миновать капитализм. Обоснование применимости учения К. Маркса и Ф. Энгельса к условиям России и убежденность в социалистическом будущем России. Его отношение к социалистической революции. Критика попыток соединить марксизм с чуждыми диалектическому и историческому материализму философскими идеями кантианства, неокантианства и позитивизма. Развитие философии марксизма в России А.А. Богдановым, Л.И. Аксельродом, Н.И. Бухариным, А.М. Дебориным, В.И. Лениным, А.В. Луначарским, И.И. Скворцовым-Степановым. Позитивистские течения в русской социал-демократии. Критика В.И. Лениным эмпириомонизма как формы эмпири окритицизма.
4. Философия всеединства В.С. Соловьева
В четвертом вопросе следует раскрыть основные аспекты философии всеединства В.С. Соловьева. Онтологическое всеединство как божественный прообраз бытия в Абсолюте единства и множества. Два полюса в Абсолюте: Мир и Бог. Человек как посредник между ними: пантеистическая метафизика В.С. Соловьева. Учение об идеях. Всеединство в гносеологии как принцип цельного знания. Три источника познания: чувства, разум, мистическое созерцание (интеллектуальная интуиция). Познавательное значение веры. Теократическая утопия всеединства в истории. Учение о Богочеловечестве. «София» как духовное всеединство мира. Эрос как личностная форма всеединства. «Теургия» как всеединство спасения в богочеловеческом процессе. «Русская идея» как объединение трех идей: «Святой Руси» (Москва - Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I), «Свободной Руси» (дух декабристов и А.С. Пушкина).
5. Русский космизм (от Н.Ф. Федорова до В.И. Вернадского)
Раскрывая пятый вопрос следует отметить, что русский космизм как направление русской философии XX в., рассматривает космос, природу и человека в качестве единого взаимосвязанного целого, воплощенного всеединства. Н.Ф. Федоров и его «Философия общего дела». Идея устройства жизни в соответствии с ее смыслом. Необходимость соединения философии и науки с жизнью. Евангелие как программа действия людей в мире. Размышления о небратском состоянии мира. Критика современной цивилизации. Проблема смерти, бессмертия и воскрешения у Н.Ф. Федорова. Смерть как основание зла. Борьба за покорение темных сил смерти - общая задача человечества. Космическая этика К.Э. Циолковского. Учение о живом космосе и жизни как неотъемлемой черте комического бытия. Теория ноосферы В.И. Вернадского: зародыш нового типа науки, новый тип рациональной мифологии, возвращение к типу цельного знания, называемого в древности мудростью. Философская система космических монад Н.В. Бугаева. Его идеи о Космосе как совокупности бесчисленного множества духовных единиц - монад. Концепция монад как концентрация энергии, знаний, «воспоминаний прошлого». Учение о том, что, благодаря жизни и взаимодействию космических монад, возможна не только земная, но и вселенская цивилизация. Философская система космической биологии А.Л. Чижевского: развитие жизни на Земле как происходящее не только под влиянием внутренних причин, но и под влиянием Космоса. «Солнцепоклонничество» А.Л. Чижевского.
- Философия
- Часть II
- Философия
- Пояснительная записка
- Место курса в системе социогуманитарного образования
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 1.2. Содержание курса Содержание государственного образовательного стандарта (гсэ.Ф.10)
- Темы и краткое содержание
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- I. История философии
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
- Тема 8. Русская философия
- Тема 9. Современная западная философия
- II. Философские проблемы
- Тема 10. Учение о бытии (онтология)
- Тема 11. Учение о развитии
- Тема 12. Философская проблема сознания
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Тема 15. Природа человека и смысл его существования
- Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
- Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 1.3. Распределение часов по темам и видам работ
- 1.4. Форма итогового контроля
- 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины вузовского компонента цикла гос (гсэ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
- 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 2. Дидактические материалы
- 2.1. Практические занятия
- 2.1.1. Формы проведения практических занятий
- 2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
- 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
- 3. Философия и частные науки.
- 4. Функции философии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Немецкая классическая философия.
- 1. Философия и. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.
- 2. Философия г. Гегеля.
- 3. Философия л. Фейербаха как учение о сущности человека.
- 4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Современная западная философия.
- 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство).
- 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Русская философия.
- 2. Идеология славянофилов и западников
- 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
- 6. Русская философия XX века
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Учение о бытии (онтология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Учение о развитии
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Проблема человека в философии
- 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.
- 2. Проблема антропосоциогенеза.
- 3. Смысл человеческого существования.
- 4. Свобода и ответственность.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Ценности, их природа и принципы классификации
- 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики
- 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности
- 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 12. Проблема сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2.2. Словарь основных понятий и терминов
- Вопросы по философским проблемам
- Вопросы на понимание курса:
- 3.2. Тесты по всему курсу
- 3.3. Рейтинг-контроль
- 3.3.1. Технологическая карта дисциплины
- 3.3.2. Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
- Литература
- 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- Структура работы
- Оформление контрольной работы
- Оценка контрольной работы.
- 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
- 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)