Николай Александрович Бердяев
Бердяев констатирует кризис философии в познании бытия мира отлично от бытия субъекта, а для любого здравомыслящего человека понятно существование объективной реальности. Выход из тупика Бердяев видит в изучении самого человека. Он считает, что мысль не может начинаться с самой себя, здесь нужно обратиться к религии. Человек является, в отличие от всего, свободным, поэтому человек должен противодействовать природе, самоутвердиться — этим объясняется технический процесс. Человек должен быть свободным от общества, потому что оно ущемляет его свободу. Чем тогда заниматься? Бердяев находит ответ в том, что человек должен заниматься творчеством. Творчество Бердяев понимает широко: это и наука, и философия, и постижение смысла бытия, и, в особенности для Бердяева, мистика. Мистика позволяет приобщиться к божественной реальности.
В дальнейшнем Бердяев обращается к религиозной теме, став выразителем «нового религиозного сознания», характерного для «серебряного века». По его мнению, религия проходит 3 стадии:
1)стадия Ветхого Завета, ограничения законами;
2)стадия Нового Завета, внутреннего избавления от греха; даётся свобода человека;
3)последняя стадия, в которой свобода проявится положительно в творчестве. Бердяев считает себя пророком последней стадии. Он призывает оставить христианский
путь восхождения к Богу, избрав только творческий. Это вызвало ряд противоречий: с одной стороны, Бердяев признает необходимость избавления от греха, но в новую эпоху этот этап можно не переходить. Религиозная принадлежность становится несущественной для развития человека, Бердяев полагает, что мистика везде одна.
После революции Бердяев переключается на другую важную тему: социальную пробле матику. Будучи изначально приверженцем марксизма, он продолжал поддерживать борьбу за социальную справедливость, за жизнь без угнетения. Марксизм есть противник капита лизма, который подавляет личность, делая материальные ценности более важными, чем все остальные: капиталистические отношения не только несправедливы, но и бездуховны. Тем не менее, Бердяев выступает и с критикой марксизма, потому что он тоже провозглашает главенство материальных ценностей. Марксизм так же подавляет личность, ставя коллек тивное выше личного. Русский марксизм отразил характерную черту русской культуры —
миссионизм, установление квазирелигиозных целей и ценностей.
Бердяев с годами всё больше и больше провозглашал свободу человека, его взгляды стали приближаться к взглядам Ницще. Его стали привлекать бунтари, сектанты и прочие отщепенцы, в которых он видел провозвестников свободы. Он стал утверждать, что свобода человека не может быть ограничена Богом, свобода — начало, от которого зависит сам Бог; поэтому его учение не получило продолжение у христианских мыслителей.
- Досократики
- Милетская школа
- Пифагорейская школа
- Эмпедокл
- Демокрит
- Классическая античная философия
- Сократ
- Аристотель
- Христианство
- Гностицизм
- Философия Нового времени
- Фрэнсис Бэкон
- Рене Декарт
- Бенедикт Спиноза
- Английский эмпиризм
- Джон Локк
- Дэвид Юм
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Немецкий идеализм
- Иммануил Кант
- Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
- Неклассическая философия XIX века
- Первый позитивизм
- Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
- Неокантианство
- Марбургская школа
- Баденская школа
- Экзистенциализм
- Николай Александрович Бердяев
- Альбер Камю
- Логический позитивизм (неопозитивизм)
- Пьер Морис Мари Дюгем
- Аналитическая философия
- Бертран Артур Уильям Рассел
- Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн
- Постпозитивизм
- Карл Раймунд Поппер
- Постмодернизм
- Актуальные проблемы философии
- Западничество
- Пётр Яковлевич Чаадаев
- Славянофильство
- Иван Васильевич Киреевский
- Константин Сергеевич Аксаков
- Религиозная философия XIX века
- Фёдор Михайлович Достоевский
- Владимир Сергеевич Соловьёв
- Философия XX века
- Николай Александрович Бердяев
- Семён Людвигович Франк
- Экзаменационные программы
- Четвёртый курс