logo
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов.

Неолиберализм – это направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы в ответ на низкую эффективность государственной бюрократии и чрезмерное влияние институтов государства буквально на все сферы жизни общества. Он достиг своего расцвета в конце 1980-х — 1990-е годы XX века.

Это теория, согласно которой система капиталистических рыночных отношений и рыночного обмена применима к любым сферам человеческой деятельности и является основой этических норм, достаточной для регулирования поведения человека в любых обстоятельствах. 

Одной из первых групп, заложивших основы неолиберальной теории, стало Общество Мон-Перелин (по названию курорта в Швейцарии), объединившееся в 1947 году вокруг австрийского философа Фридриха фон Хайека. Среди других его известных участников оказались философ Карл Поппер, критик социализма Людвиг фон Мизес и представители Чикагской экономической школы (в том числе экономист Милтон Фридман). 

В последней четверти 20 в. теория захватила ведущие позиции вследствие придания этой теории характера единственно правильной как научным сообществом, так и лидерами ведущих держав. Поэтому содействие процессу глобализации в большинстве государств, безотносительно к уровню их развития, степени развития рыночных отношения и пр., приобрело характер непререкаемой догмы.

Черты: Свобода рыночной торговли, Упразднение импортных и экспортных квот и тарифов, беспрепятственное перемещение обмениваемых товаров, Передача в частную собственность всех экономически пригодных для эксплуатации ресурсов, Отсутствие регулирования таких аспектов социальной жизни, как заработная плата, условия труда и охрана окружающей среды; поощрение отказа правительств от ответственности за социальное благосостояние граждан.

62. Главные проблемы и задачи классической немецкой философии, её особенности и представители Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII — первой трети XIX в. которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами: 1.Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, "конфронтирующим сознанием", "усмехающимся над действительности", "душой" культуры. 2.Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг - натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию "наукоучением", видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и другие. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии. 3.Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности "Я", к взаимодействию "Я" и "не-Я" как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух. Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. - в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития. 4.Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и раз