logo
К познанию социальной истории России 1

Методы социальной психологии

В последние годы в истории все шире используются методы социальной психологии. Ведь в истории отражаются не только экономические, политические и идеологические аспекты развития общества, не только классовое, опирающееся на присуще данному классу мировоззрение, общественное и индивидуальное сознание, но и психологические состояния масс. Проявления последних оказывает огромное влияние на исторические события, поэтому их изучение должно постоянно находится в поле зрения историка.

Конечно, при этом речь не может идти о «психологизации» истории, т.е. о признании психологического фактора в качестве решающего в историческом процессе. Историки не должны игнорировать человеческий фактор, в противном случае не избежать вульгарно-экономической интерпретации исторического процесса. Ведь субъектом истории являются массы людей, вносящие в нее свою волю страсть, свои стремления и надежды, свое представление о будущем и свои заблуждения.

Исторические исследования, в котором не учитывается исторически изменяющаяся психика людей и ее влияние на развитие событий, не может раскрыть и объяснить подлинный ход исторического процесса. «История без психики – это история без живых людей, - справедливо отмечал Б.Ф. Поршнев. – Это какая-то «обесчеловеченная» история».

В силу изложенных обстоятельств исследователь должен обращаться к изучению социально-психологических явлений в истории и, следовательно, пользоваться методами социальной психологии.

Социальная психология «исследует массовидные психические явления, т.е. духовные образования, присущие не отдельному человеку, а целым социальным труппам, общностям людей». Таким образом, предмет этой науки являются закономерности возникновения, изменения и развития общественно-психологических явлений.

Социальная психология рассматривает общественно-психологические явления с позиций историзма, как продукт не только нервно-психической деятельности людей, но и определенной исторической обстановки, эпохи, которая накладывает отпечаток на эти явления и детерминирует их форму.

Классификация общественно-психологических явлений осуществляется по разным основаниям. В зависимости от субъекта выделяются психологии больших и малых человеческих общностей (например, нации, класса, трудового коллектива, семьи). В зависимости от того, какие элементы сознания – рациональные, эмоциональные или волевые – играют главную роль в формировании явлений, выделяют социальные чувства, общественные настроения – здесь превалирует эмоциональный момент; убеждения, жизненная позиция – рациональный момент; социальные установки, жизненные ориентации - волевой момент; общественное мнение, традиции – одновременно представлены все три момента. В зависимости от продолжительности действия социально-психологические явления делятся на более подвижные (общественные настроения) и относительно устойчивые (психический склад, традиции).

Не случайно на современном этапе получила развитие социальная психология как самостоятельная область общей психологии, имеющая не только теоретическое, но и большое прикладное значение. Широко изучается общественное мнение, настроения людей.

Опираясь на своей исследовательский опыт, Г.Л. Соболев пишет в предисловии: «В силу целого ряда причин источниковедческий аспект социально-психологических исследований представляет для историка большие трудности… историку приходится иметь дело только с теми источниками, которые оставила интересующая его эпоха. К сожалению, источники часто содержат неполную и отрывочную информацию, хотя все они… в определенной степени отражают духовное состояние общества. В любом историческом источнике события даны так, как они отразились в сознании его автора – в его представлении, его оценке. Задача историка состоит в том, что бы, изучая источники и их совокупности, и многократном сравнении данных, различающихся происхождением и степенью обобщенности, обнаружить в них проявление различных элементов массового сознания – представлений, традиций, привычек, настроений, интересов, потребностей и т.д.»

Однако эти трудности преодолимы, если верна целевая установка исследования, если он проявляет интерес и внимание именно к социально-психологическим явлениям, понимает важность их выявления для реконструкции изучаемых событий, наконец, если он вооружен специальными знаниями в области социальной психологии, позволяющими свободно оперировать ее понятиями и категориями.

С помощью метода социальной психологии устанавливаются более тонкие закономерности общественного развития, а исторический процесс расцвечивается всеми красками и согревается живым дыханием и чувствами действующих в истории людей.