Вопрос 32.Социально-политическая сфера общества, основные социальные институты и социальные общности людей.
Социальная сфера—деятельность социальных учреждений по организации отношений между социальными общностями.
Социальные общности — объединения людей, которые организовываются и функционируют в течение определенного исторического периода (племена, общины, классы, народности, нации, сословия, слои, прослойки, касты). Остовом социальной сферы выступает социальная структура — историческое образование, усложняющееся с развитием трудовой деятельности, системой производства, изменением соотношения между трудом и обучением, удлинением продолжительности жизни населения. Фактически история общества есть и процесс смены социальных структур.
Социальная структура — совокупность социальных общностей и отношений между ними. Она подразделяет людей на социальные группы, закрепляет их положение во всех общественных подсистемах. Своим ядром социальная структура имеет классы — группы людей, отличающиеся отношением к средствам производства (на одном полюсе владение ими, на другом — их создание и обеспечение функционирования). В период появления классов — в эпоху рабовладения — возникают и народности. Эти социальные общности имеют единую территорию, хозяйство, культуру и язык. Для них выступают преобладающими внутриэкономические связи. На основе народностей в эпоху капитализма образуются нации. Они характеризуются теми же признаками, что и народности, но по содержанию качественно отличны.
Общность хозяйственной жизни устанавливается у наций в период постоянных внешнеэкономических связей. В условиях капитализма формируется промышленность, интенсивен обмен между производством и сельским хозяйством, преодолевается изолированность от внешнего мира. Общность территории — это географическая компактность, административная целостность при наличии постоянных средств связи между частями территории. Общность языка и культуры выступает как необходимое условие существования внутреннего рынка, преобладания определенной системы ценностей и способа их распределения.
Нации обладают собственным менталитетом (общность установок), национальным самосознанием, психологическим складом, что формирует своеобразие поведения, привычки в труде, быту, особенности духовной жизни. Они прошли длительный путь своего формирования, создания национальных, централизованных государств. В силу своего развития капитализм в XIX в. начал интернационализацию общественной жизни всего мира: экономической, социальной, правовой и политической.
Политическая сфера – система политических учреждений, их деятельность, формирующая политические отношения и политическое сознание.
Она политическими средствами закрепляет статус всех других сфер общества. Ее характер детерминирован экономической и социальной сферами.
Основным элементом политической сферы выступает политическая система – комплекс взаимодействующих между собой средств организации власти. Ее основные элементы: государство, политические партии, политическая идеология, социально-политические нормы, политическая деятельность, политические отношения. Из указанных элементов самый главный – государство (средство закрепления господствующей формы собственности, способ осуществления власти и управления обществом). Оно формируется как результат возникновения и развития классов, т. е. имеет объективный характер. Исторично: изменяется с преобразованием способа производства материальных благ (государство рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое).
Признаки государства: публичная власть (законодательная, исполнительная, судебная, военная), разделение территориального пространства (области, уезды, штаты, округа), экономическая основа (налоги, займы, долги). Его функции разделяются по содержанию (политические, идеологические, экономические) и по форме (внутренние и внешние).
Форма государства характеризуется: формой правления (организация верховной власти), формой государственного устройства (административно-территориальная и национально-государственная организация власти), политическим режимом (совокупность приемов и методов государственного управления).
Деятельность политической сферы дополняется функционированием сферы правовой.
- Вопрос 1.Философия как форма духовного освоения мира. Предназначение и функции философии.
- Вопрос 2.Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- Вопрос 3.Философия как основа мировоззрения. Виды мировоззрений.
- Вопрос 4.Методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.
- Вопрос 5.Специфика философского знания, общие и особенные черты. Философия и наука.
- 1. Философия, её предмет и характерные черты
- 2. Философия и наука
- Вопрос 6.Поведенческий механизм человека, действие как главный критерий оценки человека.
- Вопрос 7.Философия и религия, формы их взаимоотношений.
- Сходства и различия философии и религии
- Вопрос 8. Человек как индивидуальность, его основные индивидуальные характеристики.
- Вопрос 9. Основная проблематика философии, школы и направления в философии.
- Вопрос 10. Природа как среда обитания человека, ее роль в развитии общества.
- Вопрос 11. Диалектика и метафизика как методы познания и действия. Критика софистики и эклектики.
- Вопрос 12. Сознание как высшая форма отражения действительности. Творческая роль сознания.
- Вопрос 13. Материализм и идеализм в истории философии, их позитивные и негативные черты
- Вопрос 14. Принципы, законы, категории диалектики. Диалектика как наука о развитии.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 7. Категории диалектики.
- Вопрос 15. Философия Древней Греции и Древнего Рима (философия Демокрита и Платона), ее космоцентрический характер.
- Вопрос 16. Роль народных масс и выдающихся личностей в развитии общества.
- Вопрос 17. Философия Средневековья, ее теоцентрический характер (философия Августина и ф.Аквинского.
- Вопрос 18. Диалектический процесс познания. Критика рационализма и сенсуализма.
- Вопрос 19. Классический и неклассический направления развития философии в хх веке.
- Вопрос 20. Человек как личность. Социальная характеристика человека.
- Вопрос 21. Классическая немецкая философия (и.Кант, г.Гегель, л.Фейербах).
- Вопрос 22. Природа, сущность человека. Человек как космобиопсихосоциальное, духовное существо.
- Вопрос 23. Русская религиозная философия. Философия всеединства в. Соловьева.
- Вопрос 24.Общество и человек, формы взаимоотношений общества и человека.
- Вопрос 25. Русская революционно-демократическая философия. Философия марксизма в России.
- Вопрос 26. Общественное сознание, его сущность, структура и формы.
- Вопрос 27.Философия западной, восточной и арабско-мусульманской цивилизаций.
- Вопрос 28. Истина как цель познания, критерий истинности
- Вопрос 29.Русская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 30.Экономическая сфера общества, диалектика производительных сил и производственных отношений.
- Вопрос 31. Татарская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 32.Социально-политическая сфера общества, основные социальные институты и социальные общности людей.
- Вопрос33. Культура как система материальных и духовных достижений человечества.
- Вопрос 34.Человек и общение. Межличностные отношения человека, их основные формы.
- Вопрос 35.Марксистская философия, ее особенности, позитивные и негативные черты.
- Вопрос 36.Будущее человека. Основные модели будущего человека. Всеобщая декларация прав человека (оон, 1948)
- Вопрос 37.Познание как отражение действительности. Принципы познания. Критика агностицизма.
- Вопрос 38.Смысл жизни человека. Жизнь и смерть.
- Вопрос 40.Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.
- Вопрос 41.Философия Нового времени (XVII- XVIII в.В.), ее логоцентрический характер (р. Декарт, д. Локк).
- Вопрос 42.Общество как развивающаяся система. Формационная, стадиальная и цивилизационная теории общества.
- Вопрос 43.Бытие мира. Соотношение материального и идеального в мире.
- Вопрос 44. Философия неопозитивизма: проблемы логики и языка науки
- Вопрос 45. Будущее мирового сообщества. Основные общечеловеческие ценности.
- Вопрос 46. Практика как освоение действительности. Теория и практика.
- Вопрос 47 .Просветительская философия русских писателей. Философские идеи ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
- Вопрос 48. Философия экзистенциализма: проблемы подлинности и не подлинности человеческого существования.