42. Особенности философии древней Индии и Китая;
Зарождение и развитие особого культурного явления, названного в Древней Греции «философией», в Индии тесно связано с ведийской литературой. «Ведами» (букв.: «знание») в Индии назывались сборники текстов, относящихся к жертвоприношениям, имевших статус священного знания и включавших в себя все представления древних индийцев о мире богов и мире людей. Специфика индийской философской традиции на стадии ее возникновения состояла в том, что, во-первых, творцами и носителями знания выступали представители высшего социального слоя — жрецы-брахманы. Именно они обладали священным знанием Вед и обучали ему представителей двух других сословий — варн (варна — букв. «цвет»): кшатриев-воинов, вайшьев-торговцев и земледельцев *шудры не обучались*Во-вторых, в отличие от других регионов (например, Китая и Греции), где появление философии фактически совпало с началом теоретической деятельности вообще, индийская философия оказалась завершением и высшим достижением этой деятельности. В-третьих, философская мысль в древней Индии появилась как следствие и результат брахманских ритуалистических диспутов, проводившихся при дворах и под покровительством местных правителей. В-четвертых, древнеиндийская философия возникла благодаря развитию логики, риторики и искусства аргументации. Появление на исторической арене Индии философии как таковой произошло в эпоху странствующих аскетов-учителей, которые отстаивали свои собственные взгляды на устройство мира в противовес традиционным брахманским представлениям.
во вторая треть 1 тысячелетия до н.э. в период - интенсивного духовного брожения, связанного с кризисом варнового строя Индии. В это время появляются учения адживикизма (отрицавшего закон кармы и идею перерождения и утверждавшего всевластие в мире и человеческой жизни естественного закона), джайнизма (создавшего замкнутую организацию и искавшего путь к спасению в крайнем аскетизме) и буддизма (развившегося позднее в мировую религию). Показательно, что, формируясь в рамках традиционной культуры, джайнизм и буддизм ассимилировали основные мировоззренческие категории, разработанные ортодоксальной мыслью — сансара, карма, мокша (буддийский аналог — нирвана), и создали собственные канонические тексты, авторитетность которых базировалась наличной харизме основателя учения.
Особенностью китайской философии было, во-первых, обращение к строго определенному набору канонических книг, которые служили источником и теоретической основой философских рассуждений. Эти тексты сложились в основном в первой половине 1-го тыс. до н. э и содержали сведения об исторических событиях, письменных памятниках, общественном устройстве, обычаях и ритуалах, различных преданиях и легендах, а также философские и социально-политические учения, бытовавшие в Китае.
Во-вторых, при изложении своих собственных взглядов и учений китайские авторы старались учесть все предшествующие точки зрения, и в силу этого обстоятельства они выступали преимущественно в качестве историков философии, экзегетов-толкователей и комментаторов. Свою задачу в первую очередь они видели в том, чтобы передавать истинное знание ученикам и последователям, а не создавать новые теории и учения. В-третьих, китайские философские произведения имели, как правило, литературно-художественную форму из-за тесной связи с историческими летописями и литературными сочинениями, такими, например, как «Ши цзин» и «Шу цзин». В-четвертых, в содержательном плане китайская философия определялась господством различных натуралистических учений и идей, а в методологическом — ориентацией на нумерологические построения, которые играли в китайской классической философии роль формально-логического аппарата.
6 учений: 1) «школа инь и ян» (иньян цзя) — натурфилософская школа соотношения темного и светлого начал; 2) «школа ученых» (жу цзя) — конфуцианство; 3) «школа Mo» (мо цзя) — моизм, учение Mo Ди; 4) «школа имен» (мин цзя); 5) «школа законов» (фа цзя) — легизм; 6) «школа Пути и благодати» (даодэ цзя) — даосизм.
Для Конфуция характерна опора на формальную упорядоченность человеческого поведения посредством строгого следования правилам церемониала "ли". Воплощением знания выступает "благородный муж" ("цзюнь цзы"), посредством жесткого самоконтроля обуздывающий природно-хаотическое начало в человеке. В противовес конфуцианскому культуроцентризму даосизм выдвигает стратегию "следования естественности". Отказ от всякой преднамеренности и целенаправленности в действии (принцип "недеяния" — "у вэй") позволяет совершенномудрому приобщится к "дао" как общемировому естественному ритму событий. Легизм: Центральным понятием школы законников, благодаря которому она и получила свое название, является закон (фа). Философы этого направления китайской мысли противопоставляли единый юридический закон конфуцианской благопристойности-ли.
- 1. Основные концепции философии истории
- 2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители.
- 3. Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители
- 17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении
- 4. Этическая философия Эпикура
- 5. Проблема соотношения философии, науки и теологии в неотомизме
- 6. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода и истины в философии нового времени
- 7. Философия Гегеля, принципы построения и содержание его философской системы
- 9. Специфика человеческого бытия
- 8. Философия как форма духовной культуры, её предмет и функции
- 10. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрений
- 15. Специфика теории познания Дж. Локка
- 11. Специфика материалистической философии л. Фейербаха
- 14. Содержание и сущность моральной философии Сократа;
- 12. Диалектика природы и общества
- 55. Законы диалектики, их значение в экономической науке и практике;
- 13. Философские вопросы в жизни современного человека
- 16. Роль личности и народных масс в истории
- 18. Формирование философского учения о бытии в Элейской школе
- 22. Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии.
- 19. Основной вопрос философии.
- 26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья;
- 20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике.
- 23. Пространственно-временные характеристики бытия;
- 21. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли.
- 24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма;
- 27. Особенности философии эпохи Возрождения;
- 51. Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения
- 25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания;
- 28. Природа мышления. Язык и мышление;
- 30. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного;
- 29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество;
- 31. Социальные воззрения ф. Бэкона и т. Гоббса;
- 32. Апории Зенона, их философский смысл;
- 33. Основные характеристики философского знания, его структура;
- 34. Познание как предмет философского анализа;
- 36. Исторический смысл и значение философии позитивизма;
- 44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки;
- 35. Гражданское общество, нация, государство;
- 37. Основные формы и методы научного познания;
- 38. Общество как саморазвивающаяся система;
- 39. Социокультурный смысл учения софистов;
- 40. Рационалистическая традиция философии Декарта и Спинозы;
- 41. Проблемы сознания в философии, многообразие подходов к её решению;
- 42. Особенности философии древней Индии и Китая;
- 43. Субъект и объект познания. Познание и творчество
- 45. Сущность, историческое место и значение марксистской философии
- 46. Жизненный мир человека.
- 47. Бэконовское учение о методе и познании;
- 48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления;
- 49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора;
- 53. Проблема истины в философии и науке.
- 52. Специфика античной философии, основные школы, направления, проблемы и представители.
- 54. Многообразие форм познания и типы рациональности.
- 56. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме;
- 57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе;
- 58. Идея развития в философии. Диалектика, метафизика , синергетика. Прогресс и регресс в развитии;
- 50. Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии;
- 59. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера , «Свободное общество» ф. Хайека.)
- 60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации
- 61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия;
- 63. Диалектики познания и практика;
- 64. Особенности теории познания и. Канта;
- 65. Философское понимание общества и его истории;
- 66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь.