46. Жизненный мир человека.
Жизненный мир - метафорическая форма субъективного видения (внутренней картины) своей жизни. Жизненный мир - это видение (внутренняя картина) внешнего мира через призму мира внутреннего, внутренняя картина человека по поводу окружающего его внешнего мира. Жизненный мир – мир человеческого, повседневного опыта, сфера первоначальных очевидностей.
Куда бы ни смотрел человек: вглубь себя, разбираясь со своими мыслями, намерениями и чувствами, или вовне себя, любуясь небом и пролетающими в нем быстрыми птицами, - он ощущает себя живущим в жизненном мире, видит свой жизненный мир: когда-то большой и светлый, иногда темный и трудный.
У каждого человека, существа свой жизненный мир сформированный в зависимости от ценностей, верования и тд. Различают несколько видов жизненных миров. Джунгли – мир враждебный, без ценностей, каждый сам за себя. В джунглях не живут, в них выживают. Арена – мир состязаня соперников, враждебный мир с определенными законами, нацеленный на получение результата, и в котором есть ценности, главная из которых – честная победа. Деловой мир – нейтральный мир, мир без ценностей и законов. Единственная ценность - получение реального результата. Детский сад – мир без ценностей, абсолютно дружелюбный и свободный. Никто не за что не отвечает, никаких обязанностей и никаких дел. Светский салон – мир ритуалов, законов. Главная ценность мира соответствие шаблонам и канонам. Святая церковь – мир ценностей, мир законов. Главное жить по ценностям соблюдая Святыни и почитая Учителей. Мир человеческих встреч – дружелюбный мир, с законами и ценностями. Мирв котором человек – человеку – друг и свой.
Жизненный мир формируется в детстве. Ребенок запоминает какой мир вокруг него, как его воспринимают его родители, у него вырабатываются привычки и собственные взгляды. Характеристики жизненного мира: он не выступает объектом мышления = объектность, условие кристаллизации всех научных, религиозных, философских учений, он индивидуален, так как коррелятивен (зависим) конкретному эмпирическому опыту конкретного человека, он динамичен, он структурен (первоначальная сфера и интерсубъектная сфера (выходящая за рамки «моего» понятийного мира) образует единый жизненный мир, общий для всех людей).
Э.Гуссерль (1859- 1938) видел в этом понятии основу для формирования нового способа философского мышления. Жизненный мир в понимании Гуссерля практически совпадает с повседневностью. Для него характерны непосредственная очевидность, фактичность, интерсубъективность (возможность межсубъектных взаимодействий.Смысл заключается в преодолении узости горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к обусловленности сознания мировыми мотивами его конституции.
Идея жизненного мира связана с выдвижением на первый план в позднегуссерлианской феноменологии темы кризиса европейского человечества как кризиса науки, философии, рациональности в целом. Гуссерль полагает, что европейский рационализм Нового времени страдает односторонностью. Он вытеснил духовное, смысловое начало из области научного познания. Возможность преодоления кризиса видится Гуссерлем в создании новой науки о духе. Предметом этой науки должен выступать жизненный мир, от которого зависит научное познание как от фундаментального слоя сознантельной деятельности.
Жизненный мир состоит из суммы непосредственных очевидностей, которые задают формы ориентации и человеческого поведения. Такие очевидности выступают дофилософским, донаучным, первичным в логическом плане слоем любого сознания, являясь базисом, условием возможности сознательного принятия индивидом теоретических установок. Данные условия возможности совпадают с областью общеизвестных представлений, которые обладают характером «автоматических» неосознаваемых регуляторов смыслополагания.
Философское значение термина «жизненный мир» изначально связано с поляризацией двух представлений о мире. Первое из них предполагает различение между специфически человеческим миром, сформированным культурой и наукой, и миром органической и неорганической природы. Второе основано на различии дорефлексивного мира интерсубъективного существования и мира предметной среды, сформированного наукой и техникой.
В ранних работах Шюц рассматривает жизненный мир как многослойную сеть интерсубъективных отношений, в которой каждая область жизненных смыслов характеризуется собственным стилем и особенной «формой релевантности».
Феноменология предлагает целую “мировую схематику”, она различает ряд миров: а) мир научной объективности; б) многочисленные миры, обусловленные специфич. донаучными интересами: мир бизнесмена, плотника и т.д.; в) дообъективный мир восприятия, мир непосредст. переживаний и интуитивно полагаемых ориентиров, предвосхищающих дальнейший опыт; г) Ж.м. в полном смысле этого слова как горизонт, в котором даны и конституируются другие миры — совокупность априорных структур, предопределяющих образчики любого опыта, “архетипы” пространственности и временности, горизонтности и историчности, присущие любой культуре.
- 1. Основные концепции философии истории
- 2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители.
- 3. Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители
- 17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении
- 4. Этическая философия Эпикура
- 5. Проблема соотношения философии, науки и теологии в неотомизме
- 6. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода и истины в философии нового времени
- 7. Философия Гегеля, принципы построения и содержание его философской системы
- 9. Специфика человеческого бытия
- 8. Философия как форма духовной культуры, её предмет и функции
- 10. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрений
- 15. Специфика теории познания Дж. Локка
- 11. Специфика материалистической философии л. Фейербаха
- 14. Содержание и сущность моральной философии Сократа;
- 12. Диалектика природы и общества
- 55. Законы диалектики, их значение в экономической науке и практике;
- 13. Философские вопросы в жизни современного человека
- 16. Роль личности и народных масс в истории
- 18. Формирование философского учения о бытии в Элейской школе
- 22. Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии.
- 19. Основной вопрос философии.
- 26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья;
- 20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике.
- 23. Пространственно-временные характеристики бытия;
- 21. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли.
- 24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма;
- 27. Особенности философии эпохи Возрождения;
- 51. Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения
- 25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания;
- 28. Природа мышления. Язык и мышление;
- 30. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного;
- 29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество;
- 31. Социальные воззрения ф. Бэкона и т. Гоббса;
- 32. Апории Зенона, их философский смысл;
- 33. Основные характеристики философского знания, его структура;
- 34. Познание как предмет философского анализа;
- 36. Исторический смысл и значение философии позитивизма;
- 44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки;
- 35. Гражданское общество, нация, государство;
- 37. Основные формы и методы научного познания;
- 38. Общество как саморазвивающаяся система;
- 39. Социокультурный смысл учения софистов;
- 40. Рационалистическая традиция философии Декарта и Спинозы;
- 41. Проблемы сознания в философии, многообразие подходов к её решению;
- 42. Особенности философии древней Индии и Китая;
- 43. Субъект и объект познания. Познание и творчество
- 45. Сущность, историческое место и значение марксистской философии
- 46. Жизненный мир человека.
- 47. Бэконовское учение о методе и познании;
- 48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления;
- 49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора;
- 53. Проблема истины в философии и науке.
- 52. Специфика античной философии, основные школы, направления, проблемы и представители.
- 54. Многообразие форм познания и типы рациональности.
- 56. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме;
- 57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе;
- 58. Идея развития в философии. Диалектика, метафизика , синергетика. Прогресс и регресс в развитии;
- 50. Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии;
- 59. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (Марксова теория классов, «открытое общество» к. Поппера , «Свободное общество» ф. Хайека.)
- 60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации
- 61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия;
- 63. Диалектики познания и практика;
- 64. Особенности теории познания и. Канта;
- 65. Философское понимание общества и его истории;
- 66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь.