logo
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

46. Жизненный мир человека.

Жизненный мир - метафорическая форма субъективного видения (внутренней картины) своей жизни. Жизненный мир - это видение (внутренняя картина) внешнего мира через призму мира внутреннего, внутренняя картина человека по поводу окружающего его внешнего мира. Жизненный мир – мир человеческого, повседневного опыта, сфера первоначальных очевидностей.

Куда бы ни смотрел человек: вглубь себя, разбираясь со своими мыслями, намерениями и чувствами, или вовне себя, любуясь небом и пролетающими в нем быстрыми птицами, - он ощущает себя живущим в жизненном мире, видит свой жизненный мир: когда-то большой и светлый, иногда темный и трудный.

У каждого человека, существа свой жизненный мир сформированный в зависимости от ценностей, верования и тд. Различают несколько видов жизненных миров. Джунгли – мир враждебный, без ценностей, каждый сам за себя. В джунглях не живут, в них выживают. Арена – мир состязаня соперников, враждебный мир с определенными законами, нацеленный на получение результата, и в котором есть ценности, главная из которых – честная победа. Деловой мир – нейтральный мир, мир без ценностей и законов. Единственная ценность - получение реального результата. Детский сад – мир без ценностей, абсолютно дружелюбный и свободный. Никто не за что не отвечает, никаких обязанностей и никаких дел. Светский салон – мир ритуалов, законов. Главная ценность мира соответствие шаблонам и канонам. Святая церковь – мир ценностей, мир законов. Главное жить по ценностям соблюдая Святыни и почитая Учителей. Мир человеческих встреч – дружелюбный мир, с законами и ценностями. Мирв котором человек – человеку – друг и свой.

Жизненный мир формируется в детстве. Ребенок запоминает какой мир вокруг него, как его воспринимают его родители, у него вырабатываются привычки и собственные взгляды. Характеристики жизненного мира: он не выступает объектом мышления = объектность, условие кристаллизации всех научных, религиозных, философских учений, он индивидуален, так как коррелятивен (зависим) конкретному эмпирическому опыту конкретного человека, он динамичен, он структурен (первоначальная сфера и интерсубъектная сфера (выходящая за рамки «моего» понятийного мира) образует единый жизненный мир, общий для всех людей).

Э.Гуссерль (1859- 1938) видел в этом понятии основу для формирования нового способа философского мышления. Жизненный мир в понимании Гуссерля практически совпадает с повседневностью. Для него характерны непосредственная очевидность, фактичность, интерсубъективность (возможность межсубъектных взаимодействий.Смысл заключается в преодолении узости горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к обусловленности сознания мировыми мотивами его конституции.

Идея жизненного мира связана с выдвижением на первый план в позднегуссерлианской феноменологии темы кризиса европейского человечества как кризиса науки, философии, рациональности в целом. Гуссерль полагает, что европейский рационализм Нового времени страдает односторонностью. Он вытеснил духовное, смысловое начало из области научного познания. Возможность преодоления кризиса видится Гуссерлем в создании новой науки о духе. Предметом этой науки должен выступать жизненный мир, от которого зависит научное познание как от фундаментального слоя сознантельной деятельности.

Жизненный мир состоит из суммы непосредственных очевидностей, которые задают формы ориентации и человеческого поведения. Такие очевидности выступают дофилософским, донаучным, первичным в логическом плане слоем любого сознания, являясь базисом, условием возможности сознательного принятия индивидом теоретических установок. Данные условия возможности совпадают с областью общеизвестных представлений, которые обладают характером «автоматических» неосознаваемых регуляторов смыслополагания.

Философское значение термина «жизненный мир» изначально связано с поляризацией двух представлений о мире. Первое из них предполагает различение между специфически человеческим миром, сформированным культурой и наукой, и миром органической и неорганической природы. Второе основано на различии дорефлексивного мира интерсубъективного существования и мира предметной среды, сформированного наукой и техникой.

В ранних работах Шюц рассматривает жизненный мир как многослойную сеть интерсубъективных отношений, в которой каждая область жизненных смыслов характеризуется собственным стилем и особенной «формой релевантности».

Феноменология предлагает целую “мировую схематику”, она различает ряд миров: а) мир научной объективности; б) многочисленные миры, обусловленные специфич. донаучными интересами: мир бизнесмена, плотника и т.д.; в) дообъективный мир восприятия, мир непосредст. переживаний и интуитивно полагаемых ориентиров, предвосхищающих дальнейший опыт; г) Ж.м. в полном смысле этого слова как горизонт, в котором даны и конституируются другие миры — совокупность априорных структур, предопределяющих образчики любого опыта, “архетипы” пространственности и временности, горизонтности и историчности, присущие любой культуре.