logo
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.

В древней Индии развитые философские воззрения содержатся уже в Ведах, зарождение которых относится уже к середине II тыс. до н. э., и которая представляет собою собрание гимнов персонифицированным силам природы, религиозных ритуалов и т.п. Самостоятельные учения в Индии проявляются в VII - VI вв. до н.э. в форме философии локаята (чарвяка), крупнейшими представителями которой являются Брихаспати и Дхишан, и философии санькхья (основатель Капила). Признавая естественность и вечность бесконечно многообразного мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхъестественность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма.

Сторонники философии Вайшишика (III до н.э.) обосновывали представление об атомах как неделимых частицах всех вещей. Если стихийно-материалистические взгляды в Древней Индии ориентировали людей на активное отношение людей к миру, то учения джайнизма и крайние формы буддизма - преимущественно на созерцательность. Целью человека в этих учениях провозглашалось достижение особого душевного состояния - нирваны - слияния с "божественным" и освобождения от материально чувственного мира.

Философы Древнего Китая в VII - VI вв. до н.э. тоже стремились объяснить мир, исходя из него самого, путем рационального исследования действительности, подвергая сомнению утверждение о власти неба, божества над ходом всех процессов. Пытаясь раскрыть первоначальное начало всего сущего, некоторые из древнекитайских философов считали таковыми дерево, огонь, землю, металл и воду. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал - мужского янь и женского - цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Учение философа Лао Цзы дао (путь), понимаемое как сверхбытие, великое целое, предельная реальность - естественный закон движения - обуславливает существование вещей и жизнь людей. Сторонники Лао Цзы утверждали, что закону дао подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао Цзы нашли свое отражение атомистические представления о строении мира. Он считал, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц - ци. Продолжателем данной традиции был Мао Цзы.

Конфуцианство, благодаря разработке этико-политических проблем сыграло важную роль в истории Древнего Китая. Конфуций провозгласил принципом отношений между людьми гуманность - жизнь. Однако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он посвящает покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию китайского общества и существенным образом оказало влияние на всю историю Китая.