logo
FILOSOFIYa

Основной вопрос философии, две его стороны, его решение материализмом и идеализмом. Критика агностицизма.

Основным в философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же вре­мя противоположные характеристики бытия. В связи этим су­ществуют две стороны основного вопроса философии — онтоло­гическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фи­лософии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного во­проса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в про­цессе познания?

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны ос­новного вопроса философии можно выделить такие направле­ния, как:

• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• материализм;

• вульгарный материализм;

• дуализм;

• деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

• гностицизм;

• агностицизм;

• эмпиризм (сенсуализм);

• рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии пред­ставляют:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направ­ление в философии, сторонники которого считали, что в отно­шениях материи и сознания первичной является материя.

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания пер­вичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Дуализм как философское направление был основан Декар­том. 

Гносеологическая сторона основного вопроса философии пред­ставлена:

• эмпиризмом (сенсуализмом);

• рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) счи­тается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достовер­ное) знание может быть выведено только непосредственно из ра­зума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — дея­тельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаоти­чен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Им­мануил Кант (1724 - 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существу­ют загадки (противоречия), которые человеком не будут разга­даны никогда, например:

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см. вопрос 36 "Философия Иммануила Канта").

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные воз­можности человеческого разума, все равно не будет никогда позна­но, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — "вещи в себе".