logo
Kotsuba

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Гносеология. Лейбниц соглашается с Беркли, говоря, что все факты в уме происходят из восприятия, но сам ум не из восприятия. Истина факта и истина разума отличаются.

Лейбниц классифицирует понятия:

1)тёмные, т. е. «я воспринимал этот объект, но не помню его качеств»;

2)смутные — «я могу отличить этот объект от других»;

3)отчетливые — «я могу рассказать другому, как отличить этот объект от других».

Онтология. Различаются мир реальный и мир феноменальный. Первый постигается вто­ рым. Пространство и время относятся к феноменальному миру, они зависят от вещей. Реальный мир по Лейбницу — это монады=субстанции, это силы. Он отличает теорию монад от атомизма, поскольку сила неделима. Её нельзя увидеть, можно увидеть только её действие, то есть феномен. Атомы не существуют, так как у них можно выделить пространственные части. Бог есть верховная монада. У монад есть внутренние активности, и они «не имеют ока», то есть не превращаются друг в друга. Каждая монада является частью универсума.

Тело — совокупность телесных монад, но главная монада обладает самосознанием

(апперцепцией). Сознание есть луч, понимание имеет непрерывный рост, каждый порог