logo
filosofia

39.Русская религиозная философия х1х – начала хх вв.:

В.С. СОЛОВЬЕВ выступал за «универсальный синтез науки, философии и религии», за философию всеединства. В основе его взглядов – пантеизм(объединение Бога и мира). Отсюда онтологическая трактовка проблемы зла: бог сам служит источником и причиной всякого зла в мире. Для творческой самореализации необходима свобода, а свобода чревата злом. Воплощение в мире божьей премудрости

(Софии) достигается путем осуществления

Н.А. БЕРДЯЕВ – предложил оправдание человека в творчестве и через творчество. У него творчество не оправдывается и не допускается религией, а само является религией. Его цель – поиск смысла, трансцендентного по своей сущности. Смысл есть ценность, отсюда – аксиологический подход к творчеству. При этом Бердяев абсолютизирует свободу, отделяя ее и от бога, и от человека. Другая сквозная тема Бердяева – русская идея. Он открыто конструировал историософию России, совершенно не связывая себя ни логикой, ни доказательствами, ни фактами. В основе его концепции – интуитивный тезис о глубинной саморазорванности и противоречивости русской души. Русская идея в понимании Бердяева – это целостное, тоталитарное миросозерцание, принципиально свободное в путях познания и реализации.