logo
Shpora_po_filosofii_mike750_amp_Co_edition

39. Социокультурный смысл учения софистов;

софисты поставили целью своих занятий не разгадывание тайн природы, а постижение человека во всем его своеобразии. Главный принцип софистики был сформулирован самым старшим из них — Протагором Абдерским (ок. 480 — 410 гг. до н. э.), учеником Демокрита: «Человек есть мера всех вещей: существующих — насколько они существуют, несуществующих насколько они не существуют». Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Анти­фонт) исследовали проблемы политики, этики, государ­ства, права, языкознания. У "младших" софи­стов (Фразимах, Критий, Алкидам) С. вырождается в "жонглирование" словами, в фальшивые приемы "доказательства" истины и лжи одновременно. Софисты понимают добродетели не только как моральные свойства, а вообще как разнообразные достоинства человека: профессиональное мастерство, дар слова, умственные способности и т. п. — все, что обеспечивает человеку уважение и успех.

Софисты возводят риторику в логос, оформляют ее как теорию, как науку, в основе которой лежат принципы логики. Логика в их руках превращается в орудие убеждения. Софисты взимают плату за образование, что возмущает древних. По мнению Сократа, это означает потерю свободы и торговлю собой в интеллектуальном плане. Изначально считалось, что знание – продукт бескорыстного духовного общения. Поиск истины должен быть свободен от насущных потребностей. У софистов же знание – это ремесло, за которое можно получать деньги, чтобы жить, путешествовать, распространять свои идеи. Софистика представляет собой особое явление в истории философии. Древнегреческое слово «софистэс» означало знатока, мастера, художника, мудреца. Однако истина софистов интересовала в последнюю очередь, они учили побеждать противников в спорах и тяжбах. Поэтому слово «софистика» приобрело предосудительный смысл, под софистикой стали понимать умение представлять черное белым, а белое - черным. Изменением семантики слова история обязана противникам софистов, среди которых наиболее известными являются Сократ, его ученики Ксенофонт и Платон, а также Аристофан, высмеивавший это идейное течение в своих комедиях.