57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
Дух. жизнь общества - это сфера обществ. жизни, определяющая в совокупности с экономич. и социально-политической жизнью специфику данного общ-ва во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образ-ния: духовн. культуру, формы и уровни обществ. сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д. Духовная культура-ядро духовной жизни общества. Структура включает :научную, философск-мировоззренч., правовую, нравственную художественн. культуру. Особое место занимает религия. Духов. культ. нарастает на основе обществ. бытия, оказывает активное влияние на всю жизнедеят. человека и общества. Она несет в себе характерные черты эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Т.о. духов. культ. можно рассматривать как единое целое, присущее нации, государству. В обществе дух. культ. проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Главная цель дух. культ. - формирование опред. типа человеч. личности в интересах общества, в регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом, с природой и окр. миром. Др. функция дух. культ. - формирование познавательных способностей личности. Для дух. формирования используется образование, воспитание, средства коммуникативного воздействия и т.д.
Общ. cозн - совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в кот. отражается природа, материальная жизнь об-ва и вся система общественных отношений. Общ. созн. формируется и развивается вместе возникновением обществ. бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Общество м.б. названо обществом, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество -материально-идеальная реальность. Общ. созн. возникло не спустя какое-то время после возникновения обществ. бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться. Особенность обществ. сознания в том, что оно влияя на бытие может оценивать его, вскрывать его смысл, преобразовывать его. Общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. Общ. созн. обладает преемственностью. Новые идеи возни возникают не на пустом месте, а на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным, общ. созн. может опережать общ. бытие или отставать от него. Общ. созн. имеет сложную структ. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей находят свое выражение в общественном сознании. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. В тех общ-вах, где нац. сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. Различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить обобщественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историч. плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно экономических формациях.
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.